Версия для слабовидящих

logo hseЦифровые технологии помогают детям легче усваивать знания и повышать мотивацию и успеваемость, – к таким выводам пришли эксперты из Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова и Новосибирского института мониторинга и развития образования по итогам международного исследования качества образования IPIPS+, в котором приняли участие школы Алтайского края и Новосибирской области. Итоги исследования анонсированы НИУ ВШЭ и Яндекс.Учебником.

Что и зачем исследовали  

Эксперимент проходил в Алтайском крае и в Новосибирской области в течение 2018-2019-го учебного года, в нем приняли участие более 200 учителей и 6000 учеников третьих классов. Целью эксперимента было узнать, как использование Яндекс.Учебника влияет на образовательные результаты школьников по русскому языку и математике и их отношение к учебе. Оценкой их результатов занимались независимые эксперты из Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ), а также специалисты Алтайского института развития образования (АИРО им. А.М. Топорова) и Новосибирского института мониторинга и развития образования (НИМРО). Координационную работу со школами Алтайского края в рамках исследования проводила Лаборатория цифровой педагогики АИРО им. А.М. Топорова. 

Как проходил эксперимент 

Первый этап по отбору школьных классов для исследования состоялся в октябре 2018 года. Классы должны были соответствовать нескольким требованиям. Во-первых, у их учеников должен был быть хотя бы один компьютер на двоих и интернет со входящей скоростью больше 1 Мб/сек. Во-вторых, в классе должно было учиться не меньше четырех учеников. И в-третьих, их учитель должен был владеть цифровыми технологиями и быть готов освоить новый онлайн-инструмент. 

В итоге были выбраны 343 класса. Их разделили на три равных по размеру группы. В первых двух — экспериментальных, часть заданий из обычного учебника заменяли заданиями из Яндекс.Учебника. В первой группе детям давали по 10 домашних заданий по математике и по 10 — по русскому языку. Во второй группе — уже по 20 заданий по каждому из этих предметов. 

В третьей, контрольной группе ученики делали все задания по обычному учебнику. В конце учебного года исследователи сравнивали и анализировали результаты тестирования учащихся во всех трех группах. 

Как оценивали результаты 

Исследователи использовали онлайн-инструмент iPIPS+ — компьютерное тестирование, разработанное в НИУ ВШЭ для учеников третьих классов российских школ. Это дополненный и адаптированный для России вариант известного международного исследования iPIPS для первоклассников. Оно применяется в Великобритании и в других англоязычных странах для проверки готовности детей к обучению в школе и сравнения их прогресса во время учебы. 

iPIPS+ рассчитан на оценивание метапредметных навыков учащихся в сфере когнитивного развития. Инструмент состоит из четырех частей: «Словарный запас», «Языковая грамотность», «Смысловое чтение» и «Математическая грамотность». Это не классический тест: задания для детей сформулированы в более интересной форме, и их выполнение похоже на игру. 

Тестирование iPIPS+ проходило дважды: в октябре 2018 года и весной, в конце 2019 учебного года, по завершению эксперимента.  

Что обнаружили  

Главный вывод, который был сделан в ходе исследования — цифровые технологии действительно помогают детям легче усваивать предметы и меньше уставать от школы в течение года. Лучше всего об этом свидетельствуют образовательные результаты детей по «математической грамотности». В первой экспериментальной группе, где дети решали по 10 заданий по математике по Яндекс.Учебнику, их результаты выросли на 16-18% стандартного отклонения по сравнению с результатами их сверстников в контрольной группе. 

Такой эффект наблюдался у изначально слабо успевавших детей: возможность выполнять задания онлайн помогала им самостоятельно работать над ошибками и закреплять материал. Если ребенок делал ошибку в примере, сервис предлагал ему подсказку для решения. При этом учитель мог отслеживать успехи ученика и менять для него сложность заданий. В итоге школьникам было легче совершенствоваться и повторять пройденное. 

Анкетирование учеников в конце года показало, что дети из экспериментальных групп начали считать и русский язык, и математику более полезными предметами. Интерес к учебе к концу года у них упал намного меньше, чем у учеников в контрольной группе. Отношение к школе в целом к этому времени у них тоже улучшилось. 

Дети при этом, по оценке учителей, не были перегружены: в экспериментальных группах им давали столько же заданий, сколько в контрольной. Задания по Яндекс.Учебнику им приходилось решать онлайн, так что это побудило их чаще использовать гаджеты в образовательных целях. Сами учителя также стали чаще использовать технологии на уроках. 

С отчетом об исследовании эффективности использования цифровой образовательной платформы для начальной школы «Яндекс.Учебник» можно ознакомиться здесь.

Вверх
Rambler's Top100 џ­¤ҐЄб жЁвЁа®ў ­Ёп