Версия для слабовидящих

Степан Титов известен педагогической общественности, прежде всего, как теоретик и практик «первоначального обучения». В истории народного образования он занимает почетное место не только как педагог-практик, но и как педагог-просветитель, «пионер народного образования».

С.П. Титов родился 23 апреля 1910 года в селе Верх-Жилинском Косихинской волости Алтайского округа.

Право учителя школы I-ой ступени он получил после окончания школы-девятилетки с педагогическим уклоном. В 1929 году Степан Павлович по распределению получил назначение в школу села Залесово. Вскоре Титова направили учителем в родную школу.

В 1930 г. Степан Павлович поступил на музрабфак при Московской консерватории, но не получил высшего музыкального образования, как мечтал. Позже, во время работы в Малаховской семилетней школе, он впервые станет преподавать пение и познакомит на своих занятиях детей со скрипкой.

В 1933 г. он возвратился домой и снова стал работать в школе «Майского утра». Степан Павлович вел в ней русский язык и литературное чтение в V–VII классах.

В 1934 г. он женился на бывшей воспитаннице коммунарской школы — Александре Михайловне Носовой. 11 сентября 1935 г. у них в семье родился сын, которого они назвали Германом. В 1938 г. Титовы по настоянию Александры Михайловны решили из райцентра переехать в село Полковниково.

В Полковниково учителю суждено было проработать с 1938 по 1965 гг., за вычетом трех лет войны. С января 1943 года до Дня Победы Титов воевал против немецко-фашистских захватчиков.

При всей своей занятости профессионально-педагогической, административной и общественной деятельностью, С.П. Титов в 1949 г. поступил на четырехлетние Центральные курсы заочного обучения иностранным языкам и в 1954 г. успешно окончил их, получив право преподавания немецкого языка в средней школе.

На протяжении всего периода работы в Полковниковской школе, вначале семилетней, затем восьмилетней, Титов оставался душой коллектива, инициатором всех добрых дел, творцом и проводником в жизнь нового.

Глубокая вера в могучую силу просвещения, желание сделать в этой области как можно больше для народа позволили утверждать Степану Титову, что важным средством обучения и воспитания, является музыка и художественное творчество. Его картины можно было увидеть в клубе, школе, сельской библиотеке. Степан Павлович - талантливый музыкант, владевший почти всеми музыкальными инструментами. Десятки оркестров организовал он за свою жизнь, сотням людей открыл дорогу в прекрасный мир большой, настоящей музыки. На вечере молодежи и на концерте в сельском клубе, в избе колхозника и в тесном классе сельской школы пела его скрипка, доставляя радость односельчанам, украшая их жизнь.

В течение всего периода своей педагогической деятельности он больше всего любил преподавание литературы и придавал исключительно большое значение этой дисциплине в системе гуманитарного образования молодёжи. Следуя доброму совету своего старшего друга А.М. Топорова, С.П.Титов, живя в Подмосковье, активно занялся журналистикой, печатал свои статьи в педагогических журналах, в «Литературной газете» и в других периодических изданиях.

Скончался Степан Павлович 17 октября 1993 года.

За тридцать лет работы в школе он освоил много специальностей: учил грамоте учеников начальных классов, преподавал литературу и русский язык, вел математику, ботанику, черчение, немецкий язык.

Поэтому вполне закономерно, что сегодня система мировоззренческих взглядов, социальной, исторической ценности учительской деятельности Степана Павловича Титова составляет основу образа современного учительства и отвечает требованиям системных изменений образования России, выражающихся в форме государственной материальной поддержки сельского учительства в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» в Алтайском крае.

Вверх