Версия для слабовидящих

rodit akadem

Настоящая программа родительского просвещения развивает идеи, заложенные в региональной программе «Школа ответственного родительства» (2014 г.), актуализирует задачи, формы и методы работы с родительской общественностью, в том числе в замещающих семьях и направлена на развитие психолого-педагогических компетенций родителей и замещающих их лиц в области формирования здорового образа жизни обучающихся, детствосбережения и вопросах воспитания.

Актуальность родительского просвещения в современных условиях подчеркивается Концепцией государственной семейной политики Российской Федерации до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской   Федерации от 25 августа 2014 г. No1618-р), где приоритетами государственной семейной политики на современном этапе определены утверждение традиционных семейных ценностей и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях и семейном воспитании, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства, повышения авторитета родителей в семье и обществе и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. В проведении государственной семейной политики роль семьи предусматривает ее активное участие в своем жизнеобеспечении, обучении и воспитании детей, охране здоровья ее членов, обеспечении заботы о пожилых и нетрудоспособных членах семьи и создании условий для их долголетия.

К традиционным семейным ценностям, провозглашаемым Концепцией, относятся ценности брака, понимаемого как союз мужчины и женщины, основанный на государственной регистрации в органах записи актов гражданского состояния, заключаемый в целях создания семьи, рождения и(или) совместного воспитания детей, основанный на заботе и уважении друг к другу, к детям и родителям, характеризующийся добровольностью, устойчивостью и совместным бытом, связанный с взаимным стремлением супругов и всех членов семьи к его сохранению.

Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской   Федерации от 29 мая 2015 г. No996-р)в качествеприоритетной задачи Российской Федерации в сфере воспитания детей определено развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Актуализирует значение воспитания и Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 года № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства», где подчеркивается, что обеспечение благополучного и защищённого детства становится одним из основных национальных приоритетов России.

Программа «Родительская академия» составлена на основании перечисленных выше документов с учетом запросов педагогов, высказанных в процессе курсов повышения квалификации, результатов анализа аттестационных материалов и материалов конкурсов профессионального мастерства «Учитель года», «Самый классный классный», а также опроса родителей, проведенного в ходе краевых родительских собраний, и анализа обращений школьников к специалистам центров ППМС-помощи. Все это определило основные направления родительского просвещения, которые раскрываются в содержании настоящей программы.

Цель программы: развитие психолого-педагогических компетенций родителей (замещающих их лиц), необходимых для решения задач воспитания и успешной социализацией детей и подростков, гармонизации семейных отношений, соблюдения юридических и нравственных норм, определяющих ответственность родителей перед государством и обществом.

Задачи:

  1. Актуализация знаний у родителей (законных представителей) в области современного законодательства, защищающего права ребенка.
  2. Развитие психолого-педагогических компетенций родителей (законных представителей) в области детской психологии и педагогики.
  3. Решение актуальных вопросов, связанных с обучением, воспитанием и успешной социализацией детей на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов.
  4. Овладение способами формирования жизнестойкости, профилактики насилия и девиантного поведения школьников.

В основе структуры программы родительского просвещения «Родительская академия» заложены спиралеобразный и блочно-модульный принципы, благодаря чему удается сочетать последовательность и цикличность изучения ее содержания. Характерной особенностью этого способа является то, родители и замещающие их лица, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют и углубляют круг связанных с ней знаний.

Программа рассчитана на 94 часа и содержит три блока: для родителей обучающихся различных уровней (начального, основного и среднего (полного)) образования.

Направления родительского просвещения представлены четырьмя модулями:

  1. Особенности развития и образовательные потребности школьников.
  2. Семейное воспитание и социализация школьников.
  3. Основы конструктивного взаимодействия.
  4. Формирование личности безопасного типа.

В течение учебного года предполагается изучение по одной теме из каждого модуля. Рекомендуемый режим занятий – 1 раз в четверть по 1-2 ч.

Педагогу предоставляется возможность варьировать количество часов и последовательность рассматриваемых тем в зависимости от запросов, потребностей родителей и актуальности данных тем для условий конкретной образовательной организации.

Перераспределение часов внутри разделов может быть обосновано результатами входной диагностики уровня педагогической компетентности и удовлетворенности родителей (методика И.А. Хоменко).

В заключение занятий рекомендуется провести родительскую конференцию или «круглый стол», которые позволят подвести итоги и обменяться полезным родительским опытом.

Вверх