Версия для слабовидящих

razgovor o vospitaniiМурзинцева Оксана, учитель русского языка и литературы Косихинской СОШ им. А.М. Топорова, лауреат премии С.П. Титова 2020 года.

Как и в любом коллективе, в нашем классе  есть свои большие и малые традиции. Они сплачивают коллектив, украшают жизнь класса, являются продолжением и дополнением к школьным традициям.

Одна из самых интересных традиций нашего класса – ведение страницы группы в социальных сетях. Сначала это было печатное издание «Лента новостей», а четыре года назад «В контакте» был запущен медиа-проект «Школьная ВСЕленнаЯ», где ученики и  учителя публикуют свои материалы о жизни класса и школы.. Целевая аудитория  «интернет-издания» – школьники, родители, учителя.

Малые традиции не требуют особых усилий, их поддерживают установившийся порядок, всеми добровольно принятое соглашение. Когда мы радуемся победам одноклассников, встаём и аплодируем им, эта малая традиция так и называется –«Аплодисменты». Полюбились ученикам    «Минуты радости», когда можно делать то, что приносит тебе радость: послушать музыку, почитать интересную книгу, обсудить с друзьями футбольный матч.

Принятые совместно правила делают жизнь каждого ученика в классе комфортной. Мы решили, что они будут начинаться со слов: «Нам нравится…». И нам нравится так жить!Oksana Murzintseva

 В отношениях учителя и ученика мне ближе модель партнерства. Ученик –  не важно: пятиклассник он или одиннадцатиклассник – личность, отношения строятся на взаимоуважении и доверии.

Быть классным руководителем, на мой взгляд,  – призвание. Классный руководитель – это, прежде всего, энтузиаст. Он вдохновляет, генерирует идеи,  мотивирует. Многозадачность его конёк. Классный руководитель – это архитектор детских душ. От его филигранной работы зависит то, как дети будут чувствовать себя в этом мире, насколько они будут успешны и гармоничны.  

В моей жизни были люди, которые оказали влияние на формирование моих педагогических взглядов и ценностей, чей опыт послужил для меня нравственным ориентиром.  В педагогике – это А.С. Макаренко и Ш. А. Амонашвили, в  психологии – Луиза Хей и Людмила Петрановская. Но главные мои учителя – это дети. Они учат меня многому: идти к своей цели, избегать рутины, любить жизнь, радоваться каждому дню, быть великодушной и по-детски непосредственной.

Литература – удивительный предмет, который обладает огромным воспитательным потенциалом. Я часто говорю детям и родителям, что есть самые разные учебники: по физике, по архитектуре, по пчеловодству, но нет ни одного учебника, который бы учил жизни. Таким «учебником», на мой взгляд, является Литература.  Она вся – о людях и их чувствах, о жизни, о любви. Взрослея, подросток остро переживает конфликты с родителями, первую любовь, недооцененность со стороны сверстников и думает, что никто никогда не переживал ничего подобного. Начинает читать, и о чудо! Оказывается, всё это уже переживали герои книг Пушкина, Тургенева, Толстого, Крапивина, Алексина. Очень люблю говорить с детьми о книгах –  и не только из школьной программы, потому что вижу перед собой интересных и вдумчивых собеседников. Мне интересно, как современные дети чувствуют и понимают классику, как проецируют вечные темы на современную действительность. Когда на уроке начинается дискуссия, люблю видеть искренние чувства, горящие глаза,  люблю, когда ученики меня удивляют.

Вдохновение и силы черпаю в творчестве, в общении с близкими. Еще люблю путешествия. Они дают ощущение счастья. Новые люди, новые города, яркие впечатления и позитивные эмоции. Каждый день не может быть хорошим, но я стараюсь находить что-то хорошее в каждом дне.

Я восхищаюсь современными детьми, своими учениками. Они яркие, талантливые, не зашорены узкими рамками, готовы отстаивать свою точку зрения. Они умеют то, чего подчас не могут педагоги. Я учусь у них, они – у меня. Думаю, что дети в учителе ценят такие качества, как чувство юмора, человечность, умение признавать свои ошибки. Ещё учитель должен быть интересен своим ученикам, не только как профессионал, но и как человек, личность.

С учениками мы активно занимаемся краеведческой работой, которая позволяет растить человека и гражданина, воспитывать личность.  Ведь «занятие краеведением по зову души – всегда краелюбие» (С. Шмидт).

Благодаря изменениям, которые были внесены в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», расширились возможности для развития  ценностного отношенияк своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос.

Доверять детям и давать им свободу выбора – этот педагогический  приём никогда меня не подводил. Нашим детям очень важно научиться принимать решения.  Именно так они смогут обрести уверенность в себе, почувствовать себя нужными и ценными. Маленький выбор обязательно превратится в умение брать на себя большую ответственность!

Вверх