Версия для слабовидящих

Aleksey GusevВ 2020 году в рамках проекта Минпросвещения России «Проведение серии мероприятий «Языки народов России в системе общего образования РФ» «Национальная родительская ассоциация социальной поддержки семьи и защиты семейных ценностей» провела 18 семинаров-совещаний в Дальневосточном, Сибирском и Уральском федеральных округах. Проект рассчитан на три года и охватит всю Россию. Финальный для 2020-го года межрегиональный семинар-совещание Сибирского федерального округа «Языки народов России в системе общего образования Российской Федерации» состоялся 19 ноября на площадке АИРО им. А.М. Топорова. В семинаре принимали участие более 90 человек (в том числе 75 – онлайн) — представители 10 регионов СФО: специалисты органов власти, преподаватели вузов, школьные учителя, преподающие языки народов РФ, включая русский как родной. 

Член коллегии Министерства просвещения Российской Федерации, ответственный секретарь Координационного совета Национальной родительской ассоциации Алексей Гусев рассказал о результатах проведения в 2020 году серии таких семинаров-совещаний и об общественно-государственном аспекте изучения и преподавания родных языков.

«На родном языке человек думает, переживает, радуется, влюбляется, пишет стихи и так далее, то есть родной язык — это базовая ценность каждого из нас, и здесь надо говорить обо всех языках всех народов Российской Федерации», — подчеркнул Алексей Гусев. При этом количество людей, говорящих на родном языке, по словам Алексея Гусева, «катастрофически сокращается» и это касается всех народов стран СНГ. Он также отметил, что процессы, которые происходят с русским языком, требуют особого внимания: так же, как и преподавание русского языка как родного. Нужна пропаганда билингвизма как способа интеллектуального развития человека, — считает эксперт, причем билингвизма русского с языками народов РФ.

Директор АИРО Марина Дюбенкова в своем докладе рассказала о научно-методическом обеспечении продвижения русского языка и повышении квалификации педагогов в этом направлении, а также о работе и проектах АИРО им. А.М. Топорова для популяризации русского языка в культурном и образовательном пространстве Большого Алтая.

Нужно выстраивать новую современную открытую мобильную систему сопровождения преподавания русского языка на всех уровнях образования и работать в связке с учреждениями культуры, — уверена Марина Дюбенкова. Она рассказала о работе открытой образовательной площадки для изучения русского языка, которая обеспечивает в том числе функционирование «Электронной энциклопедии русского языка и культуры», ряда методических материалов и 24 обучающих онлайн-курсов для самообразования и повышения квалификации педагогов, а в широком смысле — формирования единого образовательного и культурного пространства Большого Алтая. В том числе создан видеохостинг, где размещено более 50 образовательных видеороликов по этой тематике и планируется разместить еще столько же. 

В 2020 году разрабатывается и наполняется аналогичная образовательная площадка, посвященная изучению и преподаванию родных языков, поддержке педагогов в этих вопросах. В этом году было издано различных 9 методических пособий по актуальным вопросам изучения и преподавания родных языков народов РФ, в том числе русского языка. Одно из пособий было признано лучшим в конкурсе методических рекомендаций.

Также в Алтайском крае создан и начал работу Сетевой тьюторский центр, задача которого — научно-методическая поддержка повышения квалификации педагогов всех уровней образования по вопросам изучения и преподавания родных языков, реализация проектов, направленных на изучение родных языков РФ (в том числе русского как родного и как государственного).

«Наше главное стремление — говорить о языке интересно и с бережным вниманием, которого он заслуживает», — подчеркнула Марина Дюбенкова.

С докладом на тему «Актуальные вопросы преподавания родного языка и родной литературы в Алтайском крае» выступила заведующий кафедрой гуманитарного образования АИРО Ольга Староселец. «Мы сосредоточились пока на кумандинском языке: кумандинцы отличаются компактным проживанием, высокой самоорганизацией и четкими формулированием своих требований к сохранению родного языка», — рассказала Ольга Староселец. За два года по теме изучения и преподавания предмета «Родной язык» были реализованы две масштабные программы, разработано учебно-методическое обеспечение, изданы методические пособия и рекомендации по теории и практике обучения, прошли выездные семинары; более 300 педагогов прошли курсы повышения квалификации.

Планы АИРО на 2021 год:
- Обеспечить повышение квалификации преподавателей русского языка и родных языков по теме «Сохранение языка в цифровом пространстве».
- Провести межрегиональные мероприятия, направленные на сохранение и развитие языков и культур народов Алтая.
- Разработать учебно-методический комплекс по кумандинскому языку для начальной школы.
- Выявить лучшие практики и модели обучения русскому языку как родному и как государственному и родным языкам народов РФ на всех уровнях общего образования, с целью распространения опыта на территории региона Большой Алтай.
- Развивать сеть, объединяющую образовательные организации всех уровней в целях продвижения русского языка и повышения квалификации учителей в области обучения русскому языку.

Представители Новосибирской, Кемеровской, Омской, Иркутской, Томской областей, Красноярского края, республик Тыва и Хакасия также поделились своим опытом изучения и сохранения родных языков народов РФ. О планах работы Фонда сохранения и изучения родных языков народов РФ на 2021 год рассказала исполнительный директор фонда Светлана Нуждина. 

Вверх