Версия для слабовидящих
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Определение стихотворного размера

Определение стихотворного размера #7951

  • Вальбрит Людмила Карловна
  • Вальбрит Людмила Карловна аватар

Вложенный файл:

Имя файла: опред...ха.zip
Размер файла:9 KB

Друзья! Заглянув в демоверсию КИМов ЕГЭ по литературе 2017 г., решила поделиться известными способами определения стихотворных размеров. Демоверсия предлагает стихотворение А.Блока "Россия"
Опять, как в годы золотые,
Три стертых треплются шлеи

Получается ямб с пиррихием: Пиррихий – вспомогательная стопа из двух кратких или безударных слогов, заменяющая стопу ямба или хорея
О1пЯ2ть, ка3к в гО4ды5 зо6ло7тЫ8е9,
Ряд чисел, обозначающий ударные слоги здесь:2,4,8 - т.е. четные слоги. Но третья стопа не имеет ударного слога.
Подробнее:
Тема 1: Определение стихотворного размера

На образовательном сайте «Культура письменной речи» - www.gramma.ru -
учитель русского языка и литературы из С-Петербурга Т. Алексеева (gramma.ru/EXM/?id=2.11) предлагает довольно известные способы определения стихотворных размеров в работе, которая так и называется «Определяем стихотворный размер». Тем не менее, ее работа интересна своей лаконичностью, сосредоточенностью на содержании школьного курса литературы и пониманием того, что форма стиха и его содержание связаны, взаимозависимы.
Так, она пишет: «Ямб - это энергичное, часто торжественное звучание стиха, хорей напевен и нежен (хореем написаны все колыбельные и, кстати, вслед за Лермонтовым - все стихотворения, в которых есть ночной пейзаж).
Трехсложные размеры интонационно более гибки, близки к разговорной речи (наверно, поэтому их и предпочитал Некрасов)»

Вспоминая свои школьные безуспешные попытки научиться определять размер стихотворения по схемам, обозначающим сочетание ударных и безударных слогов (хорей будет выглядеть так: | ` _ |, а ямб - вот так: | _ ` |), считаю необходимым поделиться теми способами определения размеров, которые оценила на лекциях Светланы Михайловны Козловой, доктора филологических наук, в АГУ.

Случай 1. Хорей
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо! (К. Чуковский)
1) Считаем все слоги, т.е. все гласные звуки (очень важно не пропустить ни одного!) первого стиха: Му1 ха2, Му3 ха4-Цо5 ко6 ту7 ха8
2) Выписываем числа тех слогов, которые несут грамматическое ударение: 1, 3, 7 (все ударные - нечетные). 5-ый слог при ритмическом чтении получает тоже ударение.
3) Этот ряд чисел - 1, 3, 5, 7 - Используем как шпаргалку для опознавания ХОРЕЯ, размера двусложного (чередуется комбинация двух слогов (стопа) – ударного и безударного)
Та же картина в другом тексте: Бу1 ря2 мгло3 ю4 не5 бо6 кро7 е8т : 1,3, 5,7 – все ударные – нечетные. Последний пример – наиболее удачный.
Еще один удачный пример хорея: Ой весЁлый звОнкий мЯч (с сайта Как просто: www.kakprosto.ru/kak-66533-kak-opredelit-yamb-i-horeyм)
Для определения размера всего стихотворения нужно просчитать несколько стихотворных строк.

Случай 2. Ямб
Мороз и солнце; день чудесный! (Пушкин)
1) Считаем все слоги, т.е. все гласные звуки (очень важно не пропустить ни одного!) стиха: Мо1 ро2з и3 со4л нце5; де6 нь чу7 де8 сны9 й
2) Выписываем числа тех слогов, которые несут грамматическое ударение: 2,4,6,8 (все ударные - четные)
3) Этот ряд чисел - 2,4,6,8 - используем как шпаргалку для опознавания ЯМБА, размера двусложного (чередуется комбинация двух слогов – безударного и ударного)
Та же картина в другом тексте: Итак, она звалась Татьяной. (Пушкин)
И1та2к, о3на4 зва5ла6сь Та7тья8но9й.

Случай 3. Дактиль («родственник» хорея: начинается тоже с ударного слога, но в комбинацию стопы входит не один, как в хорее, безударный, а два)
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели (Некрасов Н.А)
1) Считаем все слоги, т.е. все гласные звуки (очень важно не пропустить ни одного!)
По1здня2я3 о4се5нь. Гра6чи7 у8ле9те10ли11,
2) Выписываем числа тех слогов, которые несут грамматическое ударение: 1, 4, 7, 10
3) Этот ряд чисел - 1, 4, 7, 10- используем как шпаргалку для опознавания ДАКТИЛЯ, размера трехсложного (чередуется комбинация (стопа) трех слогов – ударного и двух безударных)
Та же картина в другом тексте: Тучки небесные, вечные странники

Случай 4. Амфибрахий (ударение передвигается на 2-ой слог 3-сложной стопы)
1) Считаем все слоги, т.е. все гласные звуки (очень важно не пропустить ни одного!)
Ты1 по2мни3шь, А4ле5ша6, до7ро8ги9 Смо10ле11нщи12ны13,
Как шли бесконечные злые дожди (К. Симонов)
2) Выписываем числа тех слогов, которые несут грамматическое ударение: 2, 5, 8, 11 и т.д.
3) Этот ряд чисел - 2, 5, 8, 11- используем как шпаргалку для опознавания АМФИБРАХИЯ, размера трехсложного (чередуется комбинация (стопа) трех слогов – безударного - ударного - безударного)
Еще пример амфибрахия: Ко1нЯ2 на3 ска4кУ5 о6ста7нО8ви9т, в го10рЯ11щу12ю13 И14збу15 во16йдЁ17т (2, 5, 8, 11, 14, 17)

Случай 5. Анапест (ударение передвигается на 3-ий слог 3-сложной стопы)
О, весна́ без конца́ и без кра́ю —
Без конца́ и без кра́ю мечта́! (А. Блок)
1) Считаем все слоги, т.е. все гласные звуки (очень важно не пропустить ни одного!)
О1, ве2сна́3 бе4з ко5нца́6 и7 бе8з кра́9ю10 —
2) Выписываем числа тех слогов, которые несут грамматическое ударение: 3,6,9,и т.д., т.е. +3 всякий раз
3) Этот ряд чисел – 3,6,9,12, 15 и т.д.- используем как шпаргалку для опознавания АНАПЕСТА, размера трехсложного (чередуется комбинация (стопа) трех слогов –безударного – безударного - ударного)
Еще пример: Я люблЮ тебя жИзнь,
что самО по себЕ и не нОво
Подробнее: www.kakprosto.ru/kak-13719-kak-opredelit...orenii#ixzz4O9eR74Qh
Последнее редактирование: от Вальбрит Людмила Карловна.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Определение стихотворного размера #7961

Можно вопрос? Какова связь размера со смыслом текста?
30.10.16.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович. Причина: Стиль.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Определение стихотворного размера #7967

  • Вальбрит Людмила Карловна
  • Вальбрит Людмила Карловна аватар
Вопрос о связи размера со смыслом поэтического произведения вполне закономерный и правильный, и даже волнующий. Правда, КИМЫ по ЕГЭ -литература не проверяют знание такого уровня. Зато олимпиадные задания, надеюсь, требуют. Поскольку наш форум, прежде всего, для учителей русского языка и литературы, то предлагаю заняться выяснением этого вопроса на примере "школьного" произведения - уже упоминаемого стихотворения А. Блока "Россия". Я попытаюсь предложить свой вариант ответа на этот вопрос (через некоторое время). И очень надеюсь, что кто-нибудь еще предложит свой вариант. До скорой встречи!
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Определение стихотворного размера #7971

То, что до сих пор мне приходилось видеть по этой теме, обычно раздражало.
У меня сложилось впечатление, что в эпоху именно русского классицизма (увы, в течение до сих пор) Ломоносов чересчур успешно повлиял на именно русский менталитет (в Европе этого не произошло, и нам пришлось, начиная с ХХ века, этому именно учиться - тому, что у нас и было когда-то... Увы, до сих пор безуспешно). И до сих пор, несмотря на усилия многих, это актуально. И сознательно или бессознательно выполняя социальный заказ, официозные литературоведы безуспешно пытаются подогнать под его стройную, но мертворожденную систему живую, увы, далеко не только не русскую речь / русский язык. Безуспешно.
Чего только стОит определение "стихотворение в прозе". А "белый стих"?
Стихотворная речь - речь с нарочитым ритмом.
В принципе, всё.
Но это, конечно, бОльшая абстракция, чем хотелось бы.
На самом деле мне хочется верить, что Ломоносов ухватил нечто важное. И что другие, не в силах это определить, не просто придумывают "клаузулы" и ещё термины для описания. А что эти их придумки не есть только способы подогнать наличное под формальную схему. Потому что и с этим они не справляются: избыток терминов их же и уничтожает.
Я хочу видеть непосредственную связь между размером и содержанием.
Иначе не вижу смысла.
А мне это важно.
Да, трёхсложник замедляет темп. Замедление возвышает. Но это лишь оппозиция 2-3.
Да, темп связан с выразительностью.
Но любой слог прочти медленнее, он станет выразительнее.
Скорость и качество звука зависят от смысла фразы, её лексики и графики - слов, сочетаний, пунктуации, строк, расположения на странице.
И от размера.
Меня интересует последнее.
31.10.16.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович. Причина: Формулировка.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Спасибо сказали: Вальбрит Людмила Карловна

Определение стихотворного размера #8022

  • Вальбрит Людмила Карловна
  • Вальбрит Людмила Карловна аватар
Друзья, чтобы справится с поставленной Алексеем Михайловичем задачей, мне пришлось вспоминать студенческий курс «Теория литературы». И вот итоги.
1. Стало ясно, что задание в демоверсии ЕГЭ по литературе предложено терминологически неточно: «Назовите размер стихотворения А.Блока «Россия». Причем ответить нужно одним словом – ямб. На самом деле «ямб» - это метр, т.е стопа как единица измерения, а вот «четырехстопный ямб» - это размер.
2. Нашла собственный конспект избранных мест из книги Ю.М. Лотмана «Анализ поэтического текста». Сложная книга. Я не смогу передать всей глубины и всех тонкостей его анализа поэтического текста, но постараюсь обозначить лотмановский метод анализа «своими словами».
Ю.М. Лотман анализирует стихотворение К. Батюшкова.
Ты пробуждаешься, о Байя,[1] из гробницы
При появлении Аврориных лучей,
Но не отдаст тебе багряная денница
‎Сияния протекших дней,
‎Не возвратит убежищей прохлады,
‎Где нежились рои красот,
И никогда твои порфирны колоннады
‎Со дна не встанут синих вод.
Май — июнь 1819 (Байя — небольшой город близ Неаполя; в древности был роскошным курортом, излюбленным римской аристократией. Батюшков посетил его в 1819 г. Фигурирует в стихах Проперция)
Ю.М. Лотман начинает с обнаружения связи между лексико-семантической и фонологической (соотношение фонем) структурами текста.
В первом стихе указывает на семантический конфликт: 1) пробуждение – семантика жизни.
2) гробница – семантика смерти.
Конфликт жизни и смерти сказывается и на вокализме (отборе гласных), и на консонантизме (отборе согласных)
Ты пробуждАешься, о БАйя, из гробнИцы: А–А–//–И
Семантика пробуждения закрепляется за фонемой А (элемент с богатым звуковым содержанием), а семантика гробницы – за И (элемент с бедным звуковым содержанием).
Богатое звуковое содержание «А» Лотман раскрыл так: «он дан на фоне почти полного набора гласных (а–ы; а–у; а– е; а–а), «И» дана в более узком кругу сопоставлений (и–о; и–ы)
Далее я пропускаю много всего интересного и обращаюсь к анализу Ю.М. Лотманом ритмической организации этого стихотворения. Первый, второй и третий стих – 6-стопный ямб. Так закрепилась ритмическая инерция.
И вдруг 4-ый стих – 4-стопный ямб. Это нарушает инерцию!
Вывод: 4-ый стих – антитеза первым трем стихам. То есть, сияние прошлого = «сияния протекших дней» противостоит и гробнице, и аврориным лучам сегодняшнего.

Это и есть тот метод Ю.М. Лотмана, который я высоко ценю. Ищем ритмическую инерцию, фон. Но самыми важными в анализе оказываются места РИТМИЧЕСКОГО СБОЯ.
В стихотворении Блока «Россия» я подчеркнула их зеленым цветом.
Ритмическую инерцию составляет 4-стопный ямб со стопой пиррихия в третьей стопе.
А РИТМИЧЕСКИЕ СБОИ – «Расхлябанные колеи», «Не пропадешь, не сгинешь ты», «И невозможное возможно». В них увеличивается число пиррихиевых стоп.
Пока прикрепляю картинку. Нужно подумать над семантическими конфликтами, оппозициями, но - увы, конечно я не Лотман!
11.11.2016

Администратор запретил публиковать записи гостям.

Определение стихотворного размера #8025

Людмила Карловна, неужели Вы правда верите, что Вас поймут многие?
«Ритмические сбои» (кстати, объясните, как для учеников, – понятийно), «богатое звуковое содержание» (объясните, что значит «богатое», чтобы это можно было использовать при обучении и в сочинении) et cetera…
О чём и разговор.
Просто, ясно, чётко, без дураков говорим неофитам в любом классе, а не только в одиннадцатом, когда уже наконец горелым запахло, что то, что чувствуешь/думаешь, то и говори/пиши, но учитывай способы выражения. Без мата, а трансформируя привычный язык в допустимый, добавляя намёки на то, что обладаешь гораздо большей информацией.
Главное – соблюди схему примитивно-логического анализа конфликта и её трансформацию в схему структуры требуемого вида текста – и дрыхни.
Простите за форму. Посмотрите на содержание.
С уважением.
Алексей.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Определение стихотворного размера #7981

К первому.
Не знаю. Мне до сих пор проще взять в руки мел и скандировать, машА рукой, чтобы на доске получались чёрточки: горизонтальная - безударный, косая - ударный. "А ля Маяковского образ". Детям достаточно только сначала объяснить и показать, что такое "скандировать". Это не проблема. И нарисовать сразу все программные размеры. И потренироваться с иллюстрациями. И объяснить, "кому и зачем это нужно", тоже не проблема. Проблема - самому в это поверить, если уж не понять или хотя бы принять. Увы, это не только моя проблема. И не безвестных учителей. А весьма именитых не только даже не в школьном литературоведении господ и товарищей.
Впрочем, посмотрите прикреплённые файлы. В них аргумент в пользу приведённого Вами способа определения размера, хотя мои проблемы сохранились.
04.10.16.
Вложения:
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.

Определение стихотворного размера #8090

Нет, не только я не понимаю, зачем нужно строгое определение ритма в терминах размера. Большинство и без них живут - не тужат. И читают, и слушают, и переживают, и плачут, и смеются, и идеи-темы вычленяют всякие. И согласен, и уверен, и знаю, что это не аргумент. Но всё-таки зачем размер? Олицетворение - понятно, метафоры там, события, персонажи, звуко-буквенный ряд: темп, пунктуация, ритм. Размер воспринимается мною не только абстрактным, но и условным, требующим ещё и ещё терминов для описания самого себя в явлении. Но главное - без объяснений "зачем" и "почему" - бессмысленным. Как любые "что" и "как". Без "зачем" и "почему". Простая логика. Обязательное требование к тексту как коммуникативному явлению. Смысл есть связь цели, причины и следствия с материалом, в материале. И детали материала - элементы целесообразности. А остальное - глина. Так вот терминология размера пока и остаётся глиной. Не кирпичом, не балкой, не виньеткой.
Последнее редактирование: от Иванов Алексей Михайлович.
Администратор запретил публиковать записи гостям.
Вверх