85 лет АИРО: Барнаульский межрегиональный методический центр по финансовой грамотности

Алтайскому институту развития образования им. А.М. Топорова (АИРО) исполнилось 85 лет. В юбилейный год знакомим вас с деятельностью его подразделений.

Одно из них — Барнаульский межрегиональный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования. С 2021 года им руководит Мария Блок.

— Мария Евгеньевна, когда создан центр и какая у него задача?

— В 2016 году в АИРО открылся региональный центр по финансовой грамотности. В этот период в России реализуется проект Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Центр входил в состав Федеральной методической сети Федерального методического центра Высшей школы экономики. Целью создания регионального центра являлось обеспечение в Алтайском крае условий для развития кадрового потенциала педагогов в области финансовой грамотности, а также эффективной инфраструктуры по поддержке их деятельности по распространению финансовой грамотности обучающихся. Сеть таких центров создана по всей России, но не во всех регионах. Сегодня региональная сеть включает 14 региональных методических центров (РМЦ) и 8 межрегиональных методических центров (ММЦ). В 2018 году наш центр получил статус межрегионального. Помимо педагогов Алтайского края, мы стали обучать педагогов еще трех регионов: Кемеровской области, республик Алтай и Тыва.

— По каким направлениям с ними работаете?

С 2018 года мы стали ездить в эти регионы, проводить занятия по финансовой грамотности. После пандемии стараемся, по возможности, сохранить очное обучение, поскольку, на наш взгляд, оно более эффективное. Кроме того, третий год Федеральный методический центр Высшей школы экономики организует всероссийский конкурс профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности «Финансовая перемена». Организационно-методически мы поддерживаем педагогов на региональных этапах этого конкурса, консультируем, как оформить документы, разъясняем процедуру проведения конкурсных мероприятий. Также проводим практико-ориентированные семинары и вебинары.

— Чему они посвящены?

На вебинарах отрабатываем с педагогами образовательные технологии. Объясняем, как повышать финансовую грамотность школьников и учащихся СПО через игровые технологии, в том числе проведение коммуникативных и финансовых боев по финансовой грамотности. В 2017 году наш центр участвовал в федеральном проекте по апробации технологии коммуникативных и финансовых боев. Алтайский край один из первых регионов, в котором стали внедрять эти технологии в образовательный процесс для обучения финансовой грамотности. Это универсальные технологии, по сути, их можно переложить на любую предметную область. Они обеспечивают формирование функциональной грамотности: математические и читательские навыки, креативное мышление коммуникативные компетенции, лидерские качества и умение работать в команде. В 2019-2020 учебном году центр курировал участие школ региона в первом Всероссийском чемпионате по финансовой грамотности, в основе которого было проведение финансовых и коммуникативных боев. По результатам участия команда школы № 132 Барнаула выиграла Чемпионат среди 13 тысяч школьников из 15 регионов страны.

— Какие сегодня приоритетные направления работы?

В приоритете у нашего центра всегда — финансовая грамотность. Центр работает в рамках госпрограммы «Повышение финансовой грамотности населения в Алтайском крае» и Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры до 2030 года, утвержденной Правительством Российской Федерации. В этой стратегии есть понятие «финансовая культура». Мы формируем ее у педагогов и детей. Продолжаем работу по повышению квалификации педагогов школ и преподавателей колледжей по программам Высшей школы экономики. В 2025 году в Алтайском крае начнется обучение по программе «Финансовая культура в образовательной организации: современные технологии управления» для школ.

— Как центр взаимодействует со школьниками и учащимися профессиональных образовательных организаций?

Благодаря федеральному проекту в крае появились волонтерские отряды по финансовой грамотности среди школьников и учащихся СПО. Их деятельность изначально курировал наш центр. Каждый отряд, который о себе заявляет и начинает работать, мы стараемся обеспечить брендированной продукцией: футболками, косынками с эмблемой волонтерской деятельности по финграмотности, которую, к слову, сами создали, а также методической литературой. На региональных тематических мероприятиях волонтеров видно всегда, они яркие. Их деятельность значима для системы образования края. Мы видим, результаты работы этих отрядов. Они заряжают других ребят идеей финансовой грамотности. Уверены, в принципе «равный равному» когда сверстник рассказывает про интересный опыт сверстнику кроется огромный потенциал формирования финансовой грамотности и развития финансовой культуры учащихся.

Как оценивается эффективность центра?

Наш центр по праву можно считать одним из опытных и успешных в России. Мы всегда выполняем количественные и качественные показатели. О своей деятельности отчитываемся в Федеральный методический центр Высшей школы экономики. Результаты нашей работы оценивают высоко. У нас хорошие отклики от педагогов, которых мы обучаем. На мой взгляд, о нашем успехе можно судить, в том числе по востребованности наш опыт хотят перенимать другие регионы. Нас приглашают на межрегиональные, всероссийские конференции в качестве экспертов, спикеров. Мы являемся разработчиками важных документов и материалов по финансовой грамотности для различных категорий. Мы видим, как с каждым годом увеличивается число участников наших региональных мероприятий. Так, недавнюю Школу
игропрактиков
инициировали директор и педагоги Зудиловской школы. От наших мероприятий педагоги по финансовой грамотности заряжаются, хотят развиваться дальше, у них рождаются новые идеи. Конечно, нас это вдохновляет!

— Представьте команду центра …

— В ее состав входят математики — заведующий кафедрой математического образования, информатики и ИКТ АИРО Маргарита Алексеевна Гончарова и заведующий лабораторией по сопровождению деятельностных практик АИРО Наталья Валерьевна Решетникова. И четверо нас — сотрудников лаборатории экономической педагогики: Наталья Владимировна Колпакова, Ольга Владимировна Маматова, Наталья Александровна Петухова и я. Благодарю всех коллег за сотрудничество. Каждый — надежное плечо. Большое спасибо директору нашего института Марине Владимировне Дюбенковой за ее отзывчивость, энергию, которую она в нас вселяет своей поддержкой и доверием, дает возможность развиваться. Наши начинания всегда поддерживает Министерство образования и науки Алтайского края. С пониманием и уважением к нашей деятельности относятся в Министерстве финансов региона.

— Каким будет ваше пожелание институту и коллегам?

— Дальнейшего процветания, здоровья, «обрастания» кадрами высокого уровня квалификации.

С этим читают