Алтайскому институту развития образования им. А.М. Топорова исполнилось 85 лет. В юбилейный год рассказываем о деятельности подразделений института.
Ольга Меремьянина, доцент кафедры дошкольного и начального общего образования, работает в институте с 1992 года. Она согласилась ответить на наши вопросы.
— Ольга Романовна, в чем главная роль кафедры?
— В структуре института кафедра всегда была очень сильной и значимой. Она вносит вклад в развитие системы дошкольного образования Алтайского края, сохраняя и приумножая традиции, которые заложила бывшая заведующая Валентина Евгеньевна Морозова.
— Кто сегодня развивает дошкольное образование?
— За развитием дошкольного образования стоят прежде всего практики – педагоги и руководители детских садов края. Под руководством кафедры они осуществляют педагогические пробы методов и приемов реализации федерального государственного обновленного стандарта, дают разъяснения по практическому применению федеральной образовательной программы. Этот опыт передают коллегам, в том числе на курсах повышения квалификации. Отмечу, интеграция науки и практики всегда дает эффективный результат.
— В чем он выражается?
— В повышении профессионализма педагогов, которые обучаются на курсах.
— Какие детские сады сегодня лидеры дошкольного образования и почему?
— Те, которые проявляют профессиональный интерес к тому, что происходит в системе дошкольного образования. Такие детские сады активно сотрудничают с Алтайским институтом развития образования. Среди них барнаульские: № 109 — заведующая Татьяна Жуганова, № 177 — заведующая Галина Рогалева, № 254 — заведующая Оксана Ишутина, № 267 — заведующая Елена Кузьмина. Ценным опытом делятся старший воспитатель детского осада № 179 Ирина Анисимова и старший воспитатель детского сада № 67 Наталья Шефер. А еще новоалтайский детский сад № 8 — заведующая Марина Гилева, и детский сад «Улыбка» Павловска, им руководит Татьяна Еремина. Перечислить всех не получится, их много. Эти детские сады являются лидерами в разных направлениях. Так, 267 детскому саду удалось отлично наладить работу с детьми с ОВЗ и организовать развивающую предметно-пространственную среду, в 264 детском саду могут поделиться опытом организации инклюзии, а 177 детский сад – базовая площадка в Барнауле по работе с детьми-мигрантами. Каждая из названных мной дошкольных организаций выбрала для себя приоритетное направление работы и достигла в нем успехов. Кафедра АИРО регулярно проводит стажерские практики на базе этих организаций.
— Назовите направления деятельности кафедры…
— Мы реализуем семь программ повышения квалификации, инициативные и другие проекты. К примеру, Большой фестиваль детской игры. Это один из масштабных проектов, проводим его при поддержке Министерства образования и науки Алтайского края. С каждым годом фестиваль обрастает участниками. Если поначалу в нем было 7-8 детских садов, то сейчас около 50. Думаю, это не предел.
Совместно с кафедрой гуманитарного образования АИРО и педагогами-практиками ищем формы и методы работы с детьми-мигрантами в детских садах. На других мероприятиях объясняем педагогам, как лучше реализовывать федеральную образовательную программу дошкольного образования, решаем задачи, которые перед нами ставит государство. Кафедра понимает необходимость реализации нормативов, поэтому мы корректируем методы, подходы, что-то пересматриваем. Всегда действуем на опережение.
— Какие темы сферы дошкольного образования сегодня в центре вашего внимания?
— Сейчас плотно работаем над организацией развивающей предметно-пространственной среды и обучением детей грамоте. Как создать такую среду в сельском детском саду? Как одновременно обучать грамоте детей с ОВЗ и одаренных детей? Эти вопросы, а также практики развития речи дошкольников мы, к примеру, разбирали в Дни образования на педагогической мастерской. А 18 декабря проведем образовательные мастер-классы в Новоалтайске, где расскажем и покажем, как подготовить детей к успешному обучению в школе.
— Современный детский сад — какой он?
— Это детский сад для ребенка. Он там самый главный. Образовательный процесс, среда — всё должно быть подчинено его интересам. Если в детском саду следят за здоровьем ребенка, обеспечивают условия для развития, не обижают, уважают его точку зрения, создают условия для реализации потребностей и талантов, то это лучший детский сад.
— Что пожелаете институту в юбилейный год?
— Желаю любимому институту процветания, всем сотрудникам — здоровья и авторитета среди педагогов на многие-многие годы.