В юбилейный для Алтайского института развития образования год завкафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Василий Лопуга рассказал о ее деятельности.
— Василий Федорович, представьте состав кафедры?
— У нас работают практики — учителя физической культуры: Елена Гриценко из школы № 15 Новоалтайска, она же руководитель отделения краевого учебно-методического объединения по физической культуре, и Алексей Казанцев из школы № 3 Заринска, руководитель школьного спортивного клуба «Метеор+», координатор проекта «Самбо в школу!» в Алтайском крае. Я руковожу кафедрой с 1995 года.
— В чем ее миссия?
— Используя современные образовательные технологии и достижения науки, мы способствуем развитию системы образования Алтайского края. Ведущие направления нашей работы — повышение уровня профессиональных компетенций педагогов в области физического воспитания и безопасности жизнедеятельности детей и подростков, сохранение и укрепление здоровья участников образовательных отношений.
— Расскажите поподробнее о направлениях работы…
— Образовательная деятельность кафедры в первую очередь связана с повышением профессиональной компетентности учителей физкультуры, учителей и преподавателей-организаторов ОБЗР, тренеров-преподавателей и методистов ДЮСШ. Мы разрабатываем учебно-методические комплексы для программ по физической культуре и ОБЗР. Занимаемся научно-методическим сопровождением специалистов, реализующих инновационные проекты и программы здоровьесберегающей направленности. Организуем и проводим мониторинговые исследования в области здоровья детей, изучаем внедрение методов и приемов обучения и воспитания, основанных на достижениях и результатах современных научных исследований в области нейробиологических подходов.
— Какие программы повышения квалификации реализуете? Приведите примеры…
— За прошедшие годы мы разработали, реализовали и обновили достаточно много программ повышения квалификации. Так, наша новая программа направлена на формирование у учителей физкультуры компетенций по развитию школьных спортивных клубов: в крае их более 650. По другой программе обучаем педагогов применять на уроках и внеурочных занятиях нейроразвивающие подходы с целью формирования у детей навыка управления своим телом и принятия решений в двигательной активности. Отмечу, после прохождения курсов повышения квалификации педагоги становятся проводниками инновационных идей развития физкультуры и спорта. Один из них — учитель физкультуры лицея № 73 Барнаула, победитель краевого конкурса «Учитель года Алтая-2023» Данил Белов. Он регулярно проводит занятия развивающего характера с молодыми педагогами города, а мы, как методисты, ему помогаем.
— Какую еще методическую поддержку получают от вас педагоги?
— В вариативную часть федеральной программы по физической культуре включено 33 модуля по различным видам спорта. Школа может выбрать любые: от футбола и волейбола до гольфа и флорбола (прим. ред. хоккея в зале). Как правило, школы выбирают 2-3 вида спорта, чаще всего баскетбол. На вебинарах и семинарах мы объясняем педагогам методику преподавания этих модулей. Замечено, учащиеся показывают лучшие результаты, когда педагоги выстраивают занятия на основе эффективных методов и способов преподавания, рекомендованных АИРО. Мы консультируем педагогов по телефону, электронной почте и при встрече. Они могут найти полезную информацию на сайте АИРО и на сайте «Школы здоровья Алтайского края».
— Какие проекты сопровождает кафедра, какие конкурсы и мероприятия проводит? Обзорно…
— В этом году провели мониторинг показателей физического развития школьников Алтайского края. На основе данных, собранных учителями физкультуры, сейчас разрабатываются нормативы физического и моторного развития обучающихся. Продолжаем сопровождать всероссийские проекты «Футбол в школе», «Научись спасать жизнь!», «Самбо в школу!». В этом году состоялась 20-я юбилейная научно-практическая конференция «Здоровое поколение 21 века», на которой обсудили здоровье, воспитание и развитие детей. Уже 10 лет кафедра координирует проведение региональных этапов Всероссийских конкурсов «Учитель здоровья России», «Лучшие школьные спортивные клубы», «Школа – территория здоровья».
— «Футбол в школе»: роль АИРО в этом проекте? Уже есть значимые результаты?
— В этом проекте Российского футбольного союза уже 116 школ края. Кафедра проводит курсы повышения квалификации для учителей физкультуры, рекомендует им методики преподавания. Задача школы — обеспечить массовость участия сельских и городских детей в проекте. Системный и целенаправленный подход к организации занятий рано или поздно дает результаты. Пример: воспитанница футбольной команды школы № 3 Бийска участвовала во всероссийских соревнованиях по футболу, после этого ее пригласили в футбольную школу московского «Спартака». Там она учится второй год. Это стало возможным благодаря проекту и педагогическому мастерству наставника и тренера юной спортсменки Юрия Миляева.
— Какими достижениями больше всего гордитесь?
— Реализацией двух проектов.Первый — образовательная сеть «Школы здоровья Алтайского края». С 2011 по 2020 годы в образовательных организациях края была выстроена система формирования здоровья детей. Во многом благодаря этому школы региона сегодня готовы развивать магистральное направление «Здоровье» проекта «Школа Минпросвещения России». Другой проект связан с мониторингом здоровья обучающихся с ОВЗ и их социализацией. В рамках проекта 31 школа-интернат была оснащена оборудованием, которое позволяет отслеживать динамику физического развития и двигательной активности. С помощью этого же оборудования с детьми проводили коррекционные занятия. Трехлетнее исследование показало, что состояние здоровья детей улучшилось: у них стабилизировались баланс, равновесие, скорость реакции.
— Юбилейное пожелание институту…
— Ярких педагогов, а коллегам — крепкого здоровья, инновационной смелости, профессиональной радости и успешных проектов!