Алтайскому институту развития образования им. А.М. Топорова исполнилось 85 лет. В юбилейный год знакомим с деятельностью его подразделений.
Кафедру гуманитарного образования знают все учителя Алтайского края, которые преподают литературу и русский язык, иностранный язык, историю, обществознание, музыку и основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). С 2016 года ею руководит Ольга Староселец.
— Ольга Александровна, в чем основная миссия кафедры?
— В институте педагоги повышают квалификацию, узнавая новые методики и углубляя свои знания по предметам. Мы следим за тем, чтобы содержание дополнительных профессиональных программ было актуальным. Освоение этих программ помогает учителям повышать качество образования и образовательные результаты учеников.
— Представьте научно-педагогический состав кафедры…
— Это 11 сотрудников. На кафедре работают Марина Шалабод, Алла Елютина, Алена Митина, Екатерина Филиппова и я. Также с нами сотрудничают педагоги-практики: Елена Рылова, Наталия Прокопьева, Ольга Наумова, Ирина Филиппова, Ирина Перервина и Надежда Петина. Среди нас — пять кандидатов наук.
— Какие достижения кафедры за последние 10 лет вы считаете наиболее значимыми?
— Большим достижением считаю реализацию федеральных и региональных проектов по русскому языку. На средства грантов мы проводили курсы повышения квалификации, конференции, первую летнюю филологическую школу, посещали образовательные площадки страны, где учились сами, а потом делились методиками с учителями Алтайского края. Кроме этого, в 2019 году нами создан единственный в России образовательный портал для изучения русского языка как родного. Он включает образовательные материалы: онлайн-курсы, видеозаписи уроков, энциклопедию, методические материалы, лучшие практики. Все эти материалы не потеряли актуальность и сегодня. На портале, к примеру, есть пособие по кумандинскому языку и кумандинской культуре. Кумандинцы являются представителями коренного населения Алтайского края.
— Над какими проектами сейчас работает кафедра?
— В настоящее время реализуем разные проекты. Они связаны с формированием функциональной грамотности обучающихся, внедрением регионального компонента в учебную работу. К примеру, в рамках одного из проектов сотрудники кафедры совместно со школьными командами Алтайского края и Республики Алтай в ходе экспедиции по тропе Рериха собрали материал и разработали лонгрид о родных языках. Этим лонгридом теперь могут пользоваться другие школы, а сама технология создания образовательных лонгридов нами активно тиражируется. Не менее важное направление нашей работы — духовно-нравственное развитие учителей и обучающихся. С этой целью проводим культурно-просветительские мероприятия.
— Например?
— Традиционно на базе нашего института проходят региональные Кирилло-Мефодиевские и Рождественские чтения. В рамках этих чтений в этом году мы организовали региональный фестиваль детского творчества, посвященный 225-летию со дня рождения Александра Пушкина, и онлайн-викторину «Семейные традиции в истории России».
— Расскажите поподробнее про Летнюю филологическую школу…
— Мы организуем ее пять лет подряд на турбазе в селе Ая Алтайского района, это предгорье Алтая. Участники школы — учителя начальных классов, русского языка и литературы, родного языка и родной литературы — повышают свои профессиональные компетенции, осваивают современные образовательные технологии обучения родному языку, обмениваются лучшими практиками, общаются. Каждая из летних школ посвящена одному из стратегических вопросов национальной политики в образовании. К примеру, в 2023 году в центре внимания была функциональная грамотность школьников, а в 2024 году обсуждали, как сохранить традиции семейного чтения, роль педагога в организации и поддержке семей в возрождении литературных традиций. Филологическая школа — это отличный ресурс профессионального роста педагога.
— Чем еще занимается кафедра?
— Разрабатываем учебные и учебно-методические пособия. В числе наших изданий — Лингвокультурологический словарь заимствований современного русского языка, рабочая тетрадь «Культура Алтая», пособие «Изучение родной русской литературы в основной общеобразовательной школе», электронные дидактические пособия «Герои Алтайского края: Алябьев, Гребенщиков, Рерих» и другое. Члены кафедры активно занимаются исследовательской деятельностью, каждый участвует, как минимум, в трех-четырех конференциях в год. Так, методиста кафедры Алену Митину два года подряд приглашают на Дальневосточный экономический форум. Публикуем статьи в журнале Московского педагогического государственного университета и других научных изданиях. Такая деятельность не дает кафедре замкнуться.
— Что бы вы пожелали институту в юбилейный год…
— Институт всегда был первым в региональной системе общего образования, реализовывал проекты различного уровня, осваивал новые технологии, и сейчас является «Alma mater» для педагогов края. Желаю не сдавать позиции, идти вперед, отметить столетний юбилей.