В газете «Алтайская правда» № 38 от 3 марта 2023 года и на сайте издания опубликован материал Тамары Поповой о педагоге из Новоалтайска, который возрождает старинную русскую игру.
Изо всех сил дубасишь по мячу – и, только пятки сверкают, летишь на другой конец поля, чтобы не успел тебя «осалить» противник. До сих пор живет где-то в потаенных уголках сердца этот детский восторг, неведомый, увы, большинству современных ребятишек. Но, похоже, незаслуженно забытая лапта снова будет звенеть ребячьими голосами на детских площадках и стадионах края.
Как скоро?
— Думаю, лет через пять. Игра эта неприхотлива, не требует особо благоустроенных стадионов – достаточно площадки 45 метров в длину и 25 в ширину, в принципе, такие у каждой школы есть. Главное – интерес детей, а он появляется, едва они разбираются с правилами и начинают играть, – констатирует учитель физкультуры школы № 166 Новоалтайска Виталий Бугаков, фанат и пропагандист старинной русской игры. – Своим возрождением лапта обязана всенародному духовному подъему в связи с нынешними геополитическими событиями. Не было бы счастья… Раньше-то мы слизывали все у Запада – и фильмы, и книги, и спорт, забывая о своих ценностях.
Недавно Виталий Владимирович провел мастер-класс для учителей физкультуры края на площадке семинара с мудреным названием «Организационно-методические условия интеграции вида спорта «лапта» в образовательный процесс», организованного Алтайским институтом развития образования им. А.М. Топорова.
Здесь требуются некоторые пояснения. Не то чтобы лапты наши дети совсем не знали. Но до обидного малую толику их времени, внимания и интереса занимает игра, дошедшая до нас от предков. Как рассказала «АП» декан факультета воспитания и социализации АИРО Елена Лопуга, вместе с ФГОС (федеральные государственные образовательные стандарты) 2-го поколения появилась нормативная возможность расширить традиционную программу по физкультуре национальной лаптой как самостоятельным видом. Пока – модулем внеурочной деятельности для школьников с 1 по 11 класс.
Даже у людей, привыкших говорить на публике лаконичным наукоемким языком, от детских воспоминаний теплеет голос.
– Мы в детстве не только в лапту играли. Пока до дома из школы шли, успевали и в «резиночку» попрыгать, и в «сыщики-разбойники» (не «казаки», а именно так, «сыщики») побегать, и в «классики» поскакать, причем нестандартные, кривые, чем кривее, тем сложнее и интереснее, – ностальгирует Елена Владимировна.
– Школьники много потеряли, перестав играть в народные игры?
– В подвижные, прежде всего. Это очень серьезная проблема, связанная с нарушением функций головного мозга, отвечающих за восприятие, переработку и воспроизведение информации, самых важных для школьника, по сути. Спортивный ребенок, как правило, хорошо учится. И мы постоянно говорим педагогам-предметникам о том, что учитель физкультуры – их первый друг и помощник, создающий базис для освоения других предметов.
А потом – хоть в волейбол
Виталий Бугаков тоже помнит лапту из детства, а также «чижа» и «свечку»… Пока воспитанники разминаются, он рассказывает про своего учителя физкультуры, а ныне директора школы села Дмитро-Титово Кытмановского района Юрия Знобина:
– Нам очень повезло с преподавателем. Мы играли до самого окончания школы. Едва таял снег, он выводил нас на стадион. Можно сказать, что под влиянием Юрия Михайловича я выбрал профессию, отучился на факультете физической культуры Омского педуниверситета.
Притом что разновидностей лапты масса – большая, круговая, с городками, через сетку, ножная и мини-лапта, в которой играют уменьшенным составом, и проводятся в России первенства по лапте, школьных команд как таковых днем с огнем не сыщешь. А ведь чемпионов в любом виде нужно растить с детства.
Воспитанники Бугакова, ученики 4, 6 и 10-х классов, в нее играют с удовольствием, чего он и другим школам желает:
– Включение нового модуля в спортивную подготовку ребят, внеурочной программой, тренировками – давно назревшее решение. И нужно не 3–4 часа в неделю, а 10–12.
Про лапту Виталий Владимирович часами может говорить, потому что она – загибайте пальцы! – развивает в детях быстроту реакций, ловкость, умение хорошо ориентироваться в пространстве, мгновенно оценивать ситуацию и принимать верные решения, дает навыки работы в команде.
По сути, все эти качества – основа для легкой интеграции в любой другой вид деятельности, учебной или спортивной.
С русскими корнями
Много лет назад, следя за бейсбольным матчем по телевизору, Виталий отметил для себя, как похожи на нашу лапту американский бейсбол и английский крикет. Уже терзаемая смутными подозрениями после разговора с педагогом, я задала поиск в Интернете. Ну, так и есть. Без русских и тут не обошлось. В статье одного из июльских номеров 2016 года в The New York Times журналист-американец называет нашу лапту «мамой» бейсбола. Версию эту подтвердил и исторически первый вице-президент федерации русской лапты Сергей Фокин: «Российские эмигранты привезли лапту в Америку, а из нее уже развился бейсбол».
Еще аргументы? А пожалуйста. В XII-XIV веках в лапту на Руси уже играли, о чем говорят данные раскопок культурных слоев этого периода в Великом Новгороде – там были найдены мяч, сшитый из кожи, и бита, формой похожая на лопату. Не от нее ли – «лапта»? Но ведь США на карте мира тогда и в помине не было. Игра эта еще в петровские времена была включена в программу физической подготовки воинства российского. О ней писали Пушкин в «Истории села Горюхина», Тургенев в «Якове Пасынкове», Толстой в «Казаках»…
Вот с чем точно не поспоришь – это с умением янки раскручивать понравившиеся им идеи. В 1845 году пожарный-американец Александр Картрайт впервые нарисовал на бумаге эскиз бейсбольного поля и зафиксировал правила игры. Так что теперь бейсбол в США – неотъемлемая часть национальной культуры, их достояние. Настолько, что в 30-годы ХХ века делегация из США, приехав в СССР, «продавала» его нам без намека на русскую природу. А советские граждане осваивали этот американизированный вариант родной лапты как одержимые. К слову, мало кто знает, что любителем погонять битой мяч был… Иосиф Сталин.
Это бейсбол входит сейчас в программу Олимпийских игр, а не лапта. Обидно? Да. Но есть ведь надежда на русских энтузиастов-спортсменов, объединенных сегодня собственной федерацией; на Виталия Бугакова, учителя физкультуры из Новоалтайска, других педагогов и тренеров, его единомышленников, у которых есть возможности и желание сделать лапту игрой детства нынешних ребятишек.
Тамара Попова, Олег Богданов (фото)