13 декабря 2024 года газета «Алтайская правда» в № 235 опубликовала материал об игровых образовательных инструментах. Автор новости Тамара Попова и методист кафедры гуманитарного образования Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова Алена Митина поговорили о разработке полезных, обучающих краеведению игр.
Подробности в материале ниже.
Не в бирюльки играют
Невероятно популярны нынче игры как видео досуга детей и взрослых: квесты, квизы или настольные «ходилки», за которыми приятно скоротать зимний вечерок. Кидая в кругу домочадцев кубик, я часто думала о тех, кто разрабатывает эти сюжеты так, чтобы совпали пазлы, сошлись ходы и игроку было интересно. Словно подслушав мои мысли, жизнь подарила встречу с таким человеком.
Клондайк для ума
Игра-профессия Алёны Митиной, методиста кафедры гуманитарного образования Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова (АИРО}, кандидата педагогических наук, директора АНО «Центр проектных решений общественно-активных школ». Придумать игровой сюжет она может из чего угодно – из общения с учителями и родителям или из материалов командировок и экспедиций. Благо наш регион — Клондайк для пытливого ума.
АИРО силен теорией игры. Здесь разрабатывают ее научно-технологическую основу, а с энтузиастами центра связано практическое воплощение, интересное и познавательное наполнение игры.
— Так мы создали уже более 70 настольных игр с дополненной реальностью. В топ 100 Фонда президентских грантов 2020 года вошел наш проект «Сетевые лаборатории IT-тимуровцев», «Дальневосточный экспресс» стал его продолжением в создании игровых образовательных пространств в Приморском крае и Луганской Народной Республике. В создании игр участвуют педагоги и ученики десяти школ, в том числе Зимогорьевской, Славяносербского района – говорит Алена Александровна.
Когда есть поток информации, надо свернуть его в яркие смысловые картинки и заложить их в сюжеты «настолок», викторин, квизов. Так, по словам собеседницы, рождается игра. Не подумайте, что специалисты АИРО в бирюльки играют (хотя это очень полезная старорусская забава— развиваюищая игра, которая учит ребят командному духу, через работу пальцев стимулирует речевые центры мозга, мелкую моторику, координацию). Прежде всего игровой «концентрат» знаний незаменим в качестве образовательных инструментов, дидактической поддержки учителю в преподавании истории, регионального компонента.
– Собирая материал для лонгридов, мы старались, чтобы прозвучали все языки и диалекты населяющих регион народов, – рассказывает Алена Митина об экспедиции этого года «Звучи, Алтай, народных языка. – Местные легенды подарили нам много данных. Так, в Уймонской долине и Шипуновском районе нашли их каменные ступы, в которых хранились свитки – реликвии буддизма, что говорит о широком распространении этих верований на всей территории Алтая еще до нашей эры. И родство языковых корней диалектов малых народов, например, кумандинцев и уйгуров, тоже присутствует.
Найти корни
Мысль о том, что через игру ребенка может учить серьезным вещам, не давала покоя Алёне Александровне еще четверть века назад, когда она работала учителем истории в Баевской школе. Hо, согласитесь, не очень пока понятно, какое отношение к играм имеют серьезные научные изыскания. Наша героиня поясняет:
— Каждый из нас несет в себе гены представителей разных народов. От мамы и папы человеку достается по половинке, от бабушки и дедушки — по четвертинке. А если глубже копать, до седьмого колена? Наверняка там и татары были, и калмыки, и еще много кого. Все это мы привычно обозначаем емким понятием «русский мир». Сейчас, когда малые народы России на грани исчезновения, мне кажется, надо говорить не про нации, а про сообщества хранителей языка как культурного кода. Этом есть развитие гуманитарного сознания. В постижении этой многосмысловой общности нашей страны помогают игровые практики. Я убеждена: чем больше таких инструментов у учителя, тем интереснее ребенку познавать предмет.
Важно только, чтобы рядом с ним были не только педагоги, но и родители, и бабушки с дедушками. Такие сообщества созданы в каждой из двухсот с лишним школ края, использующих в обучении ребят игры, которые разработаны под эгидой АИРО. Задействовано около 600 разработчиков, 11 сетевых лабораторий, где подростков учат делать мультфильмы, создавать интеллект-карты для нейросетей, посвящают в этику «белых хакеров» и так далее. Единомышленников Митиной можно встретить на традиционной «Электронной неделе на Алтае» или на фестивале «Человек играющий», проводимом ГМИЛИКА.
Там, где игру взяли под родительское самоуправление (школы: №19 и 28 Владивостока и наши, алтайские, в Контошино, Тюменцево, Баево, Целинном), вы нe услышите от ребенка, что ему неинтересно учиться.
Вопрос на засыпку
Помимо всего прочего, игра — еще и прекрасный повод для общения, семейного или дружеского. Люди собираются, чтобы поиграть в «Мафию», «Монополию», другие «ходилки».
— Но это все игры иллюзорного, придуманного контента, – приоткрывает завесу тайны создания игры собеседница. – Мы, основываясь на знакомой всем механике, закладываем в нее факты, связанные с краеведением. Так, на основе «Монополии» создали «Золото Алтая». Представили в ней реальные золотодобывающие рудники и предприятия Алтайского края, добавили игру поле «Грант». Это занчит, что на развитие своего предприятия игрок может использовать не только банковские кредиты и инвестиции, но и грантовый ресурс. Чтобы дойти до победы, надо знать тему.
А теперь вопрос на засылку от доцента Митиной. Почему в ХIХ веке в период русско-турецких войн золотоносные шахты Алтая работали на полную катушку, давая стране необходимый драгметалл, а в годы Великой Отечественной производство сократилось о некоторым данным? Неужели в тяжелую годину стране не нужно было золото хотя бы для расчета по поставкам ленд-лиза? Ответ проще, чем кажется. Тяжелую технику, работавшую на рудниках, реквизировали на нужды фронта, мужчины тоже ушли воевать. Остались женщины с кирками и лопатами.
Видоизменена и знакомая всем с детства семейная игра в лото, теперь ее название — «Загадки Колыванской вазы». В ней заложены сведения по истории создания шедевра и транспортировки в Санкт-Петербург.
Еще одну парадоксальную мысль мы услышали от доцента Митиной. Она не против гаджетов в жизни детей, она — за, но с одним условием:
– Цифровой мир — это закономерный этап развития общества. Не бороться с гаджетами нужно, а показать ребенку, залипающему на видосы в TikTok, объяснить, какой это волшебный инструмент познания. И шанс для подростка обрести единомышленников, войти в новые социальные круги. У нас, например, есть опыт трудоустройства ребят-разработчиков как самозанятых, а кто-то из них уже успел полезным и любимым делом первые свои деньги заработать.
Если кто-то еще до сих пор считает себя слишком взрослым, чтобы играть, вот вам пример коллеги Митиной из приморского Партизанска – ее партнерши по играм руководителя общественной организации «Росток» 78-летней(!) Любови Самчинской.
А если вы, дорогой наш читатель, все же загорелись идеей придумать свою игру, то вам туда, в клуб по интересам или даже в команду разработчиков. Позвоните, расскажите о своих идеях. А первое тестовое задание – найти контакт Алены Митиной на сайте АИРО.