[bvi]
[bvi]

Алтайские педагоги участвуют во Всероссийском форуме учителей истории и обществознания

23 октября в Московском государственном институте международных отношений стартовал Всероссийский форум учителей истории и обществознания. Мероприятие проходит по инициативе Министерства просвещения Российской Федерации и проводится совместно с Российским обществом «Знание», Российским военно-историческим обществом и Институтом содержания и методов обучения им. В. С. Леднева.

В конференц-зале МГИМО собралось около 400 педагогов, методистов и представителей региональных институтов развития образования из 85 регионов России. Алтайский край представляют учителя истории и обществознания Анна Приходько и Александра Селиванова из гимназии № 45 г. Барнаула, Оксана Чепкасова из школы № 68 г. Барнаула и Ксения Мацнева из Бийского лицея-интерната Алтайского края.

Форум стал площадкой для профессионального обмена, обсуждения современных подходов к преподаванию и задач исторического просвещения.

Пленарное заседание открыл Министр просвещения Российской Федерации Сергей Кравцов. Он отметил, что государство уделяет особое внимание историческому образованию:

Историческая правда – это основа нашего национального самосознания. Мы должны сделать так, чтобы уроки истории и обществознания помогали школьникам понимать, как формировалась Россия, какие ценности лежат в основе нашей государственности. Учитель истории – это не просто человек, который передает знания, а тот, кто помогает молодым людям почувствовать связь с прошлым и ответственность за будущее страны.

Министр рассказал о внедрении единой федеральной линейки учебников и увеличении на 30% содержания курса истории России в основной школе, а также о подготовке к введению с 1 сентября 2026 года нового предмета – «Духовно-нравственная культура народов России».

Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзор Музаев подчеркнул, что главная задача реформ – создать единую образовательную систему, в которой учебные программы, экзамены и учебники будут взаимосвязаны.

Сегодня мы фактически завершаем переход к единому образовательному пространству: новые стандарты, единые учебники, синхронизированные программы и контрольно-измерительные материалы. Это системная работа, которая дает возможность школе работать спокойно и уверенно, без противоречий между содержанием и итоговой аттестацией. Мы должны разрушать миф, что история – это заучивание дат. Экзамены становятся инструментом развития логики, анализа, умения рассуждать, – поделился Анзор Ахмедович.

О миссии учителя и смысле исторического образования говорила руководитель Национального центра исторической памяти при Президенте России Елена Малышева:

Историю нельзя просто преподавать, как физику или математику. В истории нужно жить, через нее осознавать себя и свою страну. Историческая память – это не набор фактов и дат, а система ценностей, экосистема гражданственности, в которой мы существуем. Именно она формирует национальную идентичность, чувство сопричастности и ответственности перед будущим, – отметила Елена Петровна.

Спикер также обозначила три приоритета исторической памяти — национальная идентичность, территориальная целостность и понимание роли России в мировой истории.

Во второй части пленарного заседания, посвященной вкладу учителей истории и обществознания в защиту исторической правды, обсудили практические формы сохранения исторической памяти, патриотического воспитания и просветительской работы в образовательной среде проректор по научной работе МГИМО Андрей Байков, генеральный директор Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина Юрий Носов, первый проректор МПГУ, директор ВНМЦ «Философия образования» Наталья Склярова, руководитель Института содержания и методов обучения им. В.С. Леднева Максим Костенко, и.о. исполнительного директора ВОД «Волонтеры Победы» Артемий Киселев, директор департамента по работе с образовательными организациями Российского общества «Знание» Альбина Бикбулатова.

Во второй половине дня прошли параллельные дискуссионные площадки, посвященные практическим аспектам преподавания истории и обществознания, обмену методическими подходами и обсуждению обновленных образовательных материалов. Участники делились опытом внедрения новых учебников, проектной и исследовательской деятельности, воспитательных практик.

Форум продолжит работу 24 октября. В этот день состоятся лекции и мастер-классы ведущих экспертов, в том числе лекция помощника Президента Российской Федерации, председателя Российского военно-исторического общества Владимира Мединского «Декабристы. К 200-летию событий на Сенатской площади».

В рамках форума проходит курс повышения квалификации «Актуальные вопросы преподавания истории и обществознания в школе», организованный Школой бизнеса МГИМО совместно с Центром педагогического мастерства города Москвы.

Курс реализуется с 20 по 24 октября в гибридном формате и направлен на повышение профессиональной компетентности педагогов, освоение современных методик, использование медиаресурсов и интерактивных технологий в преподавании.

По итогам обучения участники получат удостоверения о повышении квалификации установленного образца МГИМО.

С этим читают