19 августа в Алтайском институте развития образования им. А. М. Топорова в рамках августовского педагогического совета прошло важное мероприятие — секция «Совершенствование системы воспитания в общеобразовательных организациях».
В тематической секции участвовали 100 человек очно и свыше полутора тысяч онлайн: управленцы и специалисты сферы образования, заместители директоров школ по воспитательной работе, социальные педагоги, психологи, классные руководители из всех муниципалитетов Алтайского края.
Открывая работу секции, заместитель министра образования и науки Алтайского края Ирина Фукс подчеркнула значимость формирования в регионе единой системы воспитательно-профилактической работы, и обратилась к педагогам:
— Именно вы находитесь рядом с детьми, именно от вас зависит, каким будет выпускник. Спасибо, что отдаете свои силы этому нелегкому делу — воспитанию подрастающего поколения.
Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае Ольга Казанцева в своем приветственном слове отметила, что профилактика правонарушений и деструктивного поведения у несовершеннолетних требует комплексного подхода:
— Школа обладает ресурсами, чтобы изменить судьбу ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации. Система профилактики — это не только беседы и лекции, но и конкретные меры, прописанные в Концепции профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Детский омбудсмен Алтайского края рекомендовала школам внедрять систему наверстывающего обучения для отстающих от школьной программы учеников. Также она выразила мнение, что семейное обучение неэффективно для ребят из неблагополучных семей. Еще омбудсмен подчеркнула: специалистам, работающим с трудными подростками, важно развивать свои профессиональные компетенции. Например, они могут повышать квалификацию в Алтайском институте развития образования, получать знания из таких федеральных источников, как проект «Навигатор профилактики», лекторий Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка.
Эксперты уделили особое внимание теме «Деструктивное и противоправное поведение несовершеннолетних: новые вызовы и факторы риска».
Ирина Фукс напомнила о приоритетах государственной политики: формировании традиционных российских духовно-нравственных ценностей и патриотическом воспитании. А также обозначила ориентиры работы для школ:
— Очень важно организовывать занятость детей, вовлекать их в школьные кружки и секции дополнительного образования. Продолжайте реализовывать единую модель профориентации школьников: знакомьте их с техническими профессиями, мотивируйте осознанно выбирать будущую профессию с учетом наклонностей и способностей. Выпускник современной школы должен быть патриотом, созидателем, социальным, готовым к командной работе человеком, активным гражданином и ответственной личностью.
Представитель министерства привела статистику по преступлениям, совершенным несовершеннолетними в I полугодии 2025 года, обратив внимание на совершение детьми повторных преступлений. Речь также шла о преступлениях, совершенных в отношении самих несовершеннолетних.
Заместитель начальника управления — начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних Главного управления МВД России по Алтайскому краю Любовь Лисафина подтвердила, что статистика указывает на отсутствие снижения уровня преступности несовершеннолетних. Она призвала педагогов и родителей незамедлительно информировать комитет по образованию, полицию или инспектора по делам несовершеннолетних обо всех подозрительных изменениях в поведении детей либо иных тревожных фактах — будь то прогулы уроков или появление синяков.
— Взаимодействие школы, семьи и полиции позволит предотвратить возможные противоправные действия ребёнка или же дать правовую оценку его действиям, проанализировать окружение, особенности воспитания и разобраться в причинах поведения, — подчеркнула Любовь Лисафина.
Спикер призвала педагогов активнее привлекать подрастающее поколение в спортивные и культурные мероприятия, становиться наставниками для детей.
Декан факультета управления развитием образования АИРО Елена Дронова напомнила о действующей нормативной документации в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, отметила нововведения Федерального закона № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Особое внимание спикер уделила рабочим документам.
— Профилактическая работа в образовательной организации — не только методическая работа и инициативные педагогические практики. Это еще и работа в правовом поле, направленная на предотвращение неблагоприятных ситуаций и рисков, оперативное реагирование на возникающие и возникшие инциденты: детские правонарушения, конфликты, употребление психоактивных веществ, бродяжничество и другое. Такие ситуации сигнализируют о неблагополучном социализации ребенка, требуют активного участия школы, педагогического коллектива. Действие учреждения в правовом поле — шаг к эффективному межведомственному взаимодействию в системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целом. Поэтому в ближайшее время планируем провести вебинар, посвященный детальному изучению Постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края № 3 от 07.02.2025, — сообщила декан.
Эффективными практиками и инструментами профилактики правонарушений несовершеннолетних поделились представители Алтайского краевого центра психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Росдетцентра, школы № 125 г. Барнаула, Алтайского краевого дворца творчества детей и молодежи, Барнаульского городского детско-юношеского центра, регионального отделения «Движения Первых» и отделения Национального центра помощи пропавшим и пострадавшим детям по Алтайскому краю «СпасАлтай22».
Участники секции отметили полезность мероприятия.
— Перед началом нового учебного года важно было «сверить часы», понять, в каком направлении двигаться. Докладчики поделились множеством полезных ресурсов, позволяющих повысить эффективность профилактической работы в школе, — сказала Ольга Бракаренко, заместитель директора по воспитательной работе школы № 30 г. Новоалтайска.
— Секция прошла весьма кстати. Она помогла разобраться в нормативной документации. Мне кажется, сколько бы ты не работал, участие в подобных мероприятиях всегда дает новые знания и обогащает опытом, — поделилась Лариса Симонова, социальный педагог Новозоринской школы Павловского района.



































