28 октября в «Дни образования и науки на Алтае-2025» в рамках научно-практической конференции профессиональных сообществ состоялось заседание секции отделения по логопедии и дефектологии краевого учебно-методического объединения. Участниками стали более 150 педагогов.
Мероприятие было посвящено повышению методической компетентности и профессионального мастерства учителей-логопедов и учителей-дефектологов Алтайского края. Проходило оно в Алтайском краевом центре психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Также велась онлайн-трансляция заседания.
— Каждый человек имеет равные права для получения образования, независимо от состояния его здоровья. К сожалению, количество детей, имеющих нарушения интеллекта, тяжелые и множественные нарушения развития, увеличивается. Без создания специальных условий невозможно усвоение образовательных программ детьми с ограниченными возможностями здоровья, и в этом роль учителей-логопедов и учителей-дефектологов незаменима. Повышение качества дефектологического образования — важнейшая задача краевого учебно-методического объединения, — отметили участники.
Педагоги обменялись профессиональным опытом и представили эффективные подходы к повышению качества дефектологического образования.
О приоритетных направлениях работы отделения в 2025/26 учебном году рассказала Марина Сурнина, заведующий кафедрой специальной педагогики и психологии Алтайского государственного педагогического университета, руководитель отделения по логопедии и дефектологии краевого УМО. Для более успешной работы отделения она предложила создать две отдельные секции: дефектологов и логопедов. Это предложение получило поддержку участников.
Юлия Цевелева, учитель-логопед Алтайского краевого центра ППМС-помощи, рекомендовала коллегам использовать в образовательном процессе новые форматы: деловую игру, «ПОПС-формулу», квиз-технологию, кейс-метод, сторителлинг и другие. Она провела среди педагогов логопедический квиз-опрос. Также были представлены авторские методики и технологии, направленные на повышение качества дефектологической помощи в регионе.
Важность тесного взаимодействия в образовательном процессе учителей-предметников с учителем-логопедом подчеркнула Юлия Теплищева, учитель-логопед школы № 1 г. Новоалтайска. Она предложила разработанную ею таблицу-памятку с перечнем логопатических ошибок для учителей.
Методами и приёмами своей работы с обучающимися с расстройствами аутистического спектра, тяжелыми и множественными нарушениями развития поделилась Татьяна Лазарева, учитель-дефектолог специализированной Барнаульской школы-интерната № 1. Учителей заинтересовали привезённые ей методические пособия.
Елена Самошина, учитель-дефектолог специализированной Барнаульской школы-интерната № 4, подчеркнула важность игровых технологий при работе с обучающимися с ОВЗ. По ее словам, такие технологии стимулируют познавательную деятельность, активизируют мыслительную деятельность, память, формируют ассоциативное запоминание и усиливают мотивацию к изучению предмета.
Мастер-класс по использованию современных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья провела с участниками мероприятия Светлана Алешкевич, учитель-дефектолог детского сада № 234 г. Барнаула, заместитель руководителя отделения по логопедии и дефектологии краевого УМО.
Ещё одним полезным инструментом поделилась Елена Сундеева, учитель-логопед детского сада № 234 г. Барнаула. Она ознакомила педагогов с авторским дидактическим пособием «Машин дом», предназначенным для формирования у детей навыков правильного употребления предлогов.
Заседание завершилось выступлением Олеси Бабушкиной, учителя-дефектолога школы № 93 г. Барнаула. Педагог отметила, что комплексная диагностика и коррекционно-развивающие занятия — это эффективный инструмент, позволяющий оказывать своевременную и качественную помощь детям с особыми образовательными потребностями. Она акцентировала внимание на важности четкого алгоритма действий учителя-дефектолога для качественной диагностики обучающихся начальных классов, а также представила коллегам разработанную ей диагностическую тетрадь.





