[bvi]
[bvi]

Церковно-общественный форум XVI Рождественские образовательные чтения «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени» стартовал в Барнауле

19 ноября в Барнаульском епархиальном управлении состоялось пленарное заседание XVI Рождественских образовательных чтений «Просвещение и нравственность: формирование личности и вызовы времени».

Участие в нем приняли представители власти, науки, образования и Барнаульской епархии Русской православной церкви. Они обсуждали вопросы формирования духовно-нравственных ценностей молодежи, исторической памяти, а также воспитание детей в условиях цифровой трансформации.

Торжественная церемония открытия чтений началась с музыкального поздравления Барнаульской духовной семинарии и Регентской школы под руководством регента иерея Димитрия Котова.

С приветственным словом к собравшимся обратился Высокопреосвященнейший Сергий, митрополит Барнаульский и Алтайский, глава Алтайской митрополии. Он отметил, что мероприятие организовано в преддверии Рождественского поста и объединяет представителей сферы образования, культуры, социального служения и духовно-нравственного просвещения.

Первые Рождественские чтения состоялись по инициативе православных педагогов города Москвы в январе 1993 года. И именно московские педагоги и в начале 1990-х, обретая веру, и в настоящее время выступают как общественная сила, говорящая о нравственности и возвращении нашего народа к своим корням. Мы как коллеги и соработники призваны обсуждать проблемы нравственного, духовного воспитания, становления личности наших детей и молодежи. Личность человека в христианской вере – это прежде всего сосредоточение вечной жизни, способность человека к богообщению, это самое доброе и лучшее, это то, что мы называем образом и подобием Божием. Мы боремся за нравственную чистоту человека. И если мы посмотрим на всю систему нашего воспитания, на наши школы, детские сады, библиотеки, театры, школы искусств, на всех наших педагогов, то все они каждый день противостоят тьме греха, транслируют детям законы доброты, которые живут в нашем искусстве, литературе и традициях. Наша задача – определить наиболее эффективные способы содействия этим процессам, – отметил Сергий.

Также митрополит подчеркнул, что взаимодействие со всеми органами государственной власти в деле просвещения, воспитания детей и молодежи осуществляется успешно.

Мы благодарны всем коллегам, Администрации нашего края и города. Совместно с Министерством образования и науки Алтайского края, с Институтом развития образования на постоянной основе проводятся конкурсы для педагогов «За нравственный подвиг учителя», конференции и семинары, Олимпиады для школьников по Основам православной культуры, а также конкурсы детских рисунков и детских театральных коллективов. Организовано взаимодействие со всеми вузами Алтайского края, – пояснил он.

Участников встречи также поприветствовали приглашенные гости: Елена Давыдова, начальник отдела реализации государственной национальной политики департамента Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края по взаимодействию с федеральными органами государственной власти, Ирина Солнцева, председатель постоянного комитета Алтайского краевого Законодательного Собрания по социальной защите и занятости населения, Галина Буевич, председатель Барнаульской городской Думы, Евгений Половиков, заместитель председателя комитета общественных связей и безопасности администрации города Барнаула, а также Мария Тибекина, начальник отдела воспитания, дополнительного образования и оздоровления Министерства образования и науки Алтайского края, и Андрей Марков, ректор Алтайского государственного технического университета им. И. И. Ползунова, председатель Совета ректоров Алтайского края и Республики Алтай.

Рождественские чтения – это уникальное международное событие, которое позволяет на одной площадке говорить об очень важных вещах: о нравственности, нравственном воспитании, истинных ценностях, семейственности, гармоничном развитии государства. Мы видим, что в этом году в одной парадигме представлены два важных явления – просвещение и нравственность. Если исходить из определения просвещения как распространения знаний и культуры, формирования системы культурных учреждений и образовательной системы, то о его результативности можно говорить только неразрывно с вопросами нравственности, – сказала в приветствии Галина Буевич.

После торжественного открытия чтений свои доклады представили участники пленарного заседания.

Татьяна Райских, заместитель директора по научной и инновационной работе Алтайского института развития образования имени А. М. Топорова выступила с темой «Формирование духовно-нравственных ценностей детей и молодежи: приоритетная задача образования». Она затронула вопросы ценностного содержания и личностных результатов образования, основанных на реализации изменений нормативных документов российского образования за последние годы. Кроме этого, Татьяна Николаевна обратила внимание участников на современный контекст воспитания детей и молодежи, а также глобальные вызовы, которые стоят перед системой образования.

Одним из вызовов является развитие информационного общества, где система образования утратила монополию на управление процессом социализации детей и молодежи. В интернете процесс социализации носит противоречивый характер: у детей формируется фрагментарная картина мира, неопределенность этических норм, смешение реального и виртуального пространства. Среди молодежи нарастает тенденция отторжения традиционных культурных эталонов, нравственных ориентиров, значимых для предыдущих поколений. В таких условиях возникает потребность формирования традиционных духовно-моральных ценностей. В государственных образовательных стандартах это закреплено нормативно как важный компонент содержания современного образования. Выполнение этой задачи, по указу президента, лежит в основе деятельности различных социальных институтов, одними их которых являются религиозные организации. Церковь и православие – основа нашей традиционной культуры, – прокомментировала она.

Виталий Кулиш, заведующий кафедрой социологии, политологии и экономики Алтайского государственного педагогического университета, осветил тему «Историческая память учащейся молодежи, как традиционная Россия духовно-нравственная ценность». Он представил анализ формирования духовно-нравственных ценностей в России и за рубежом.

Доклад на тему «Воспитание молодежи в условиях цифровой трансформации» подготовила Лариса Гриневич, доцент Алтайского государственного института культуры, преподаватель воскресной школы при Покровском кафедральном соборе города Барнаула, руководитель детской анимационной студии «Желтый пеликан» Барнаульской епархии, победитель Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя», лауреат педагогического конкурса «Серафимовский учитель». Она рассказала о работе анимационной студии и деятельности детей по разработке мультфильмов. За то время, что Лариса Анатольевна руководит студией, дети сняли шесть мультфильмов.

Павел Иеромонах (Журавлев), председатель миссионерского отдела Барнаульской епархии, поделился опытом своего шестилетнего пребывания в качестве священнослужителя в русских приходах Латинской Америки (Парагвай, Бразилия, Колумбия). Тема его выступления – «Влияние внешней среды на формирование личности, на примере русской эмиграции в странах Латинской Америки».

Доклад Виктора Исаева, доцента кафедры гуманитарных и естественнонаучных дисциплин Алтайского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, был посвящен теме «Роль просветительской деятельности в начальный период освоения Алтая Российским государством ХVIII – первой половины XIX веков». Выступающий углубился в историю освоения Алтайского региона, а также рассказал, как и кем было организовано просвещение, образование и воспитание в период активного промышленного освоения территории в Петровскую эпоху и вплоть до середины XIX века.

Фото: Алтайская Митрополия Русской православной церкви.

С этим читают