[bvi]
[bvi]

ЦНППМ двух регионов обменялись практиками организации психолого-педагогических классов

4 декабря центры непрерывного повышения профессионального мастерства Института развития образования Краснодарского края и Алтайского института развития образования им. А. М. Топорова провели онлайн-стажировку «Школа куратора психолого-педагогического класса». Она была посвящена теме «Наставническая деятельность в классе психолого-педагогической направленности».

Методическое сопровождение педагогов, работающих в психолого-педагогических классах, является одним из важнейших направлений деятельности современной школы. Оно направлено на развитие профессиональных компетенций будущего учителя, а также на формирование его личностных качеств, создание условий для успешной социализации и адаптации к новым жизненным условиям в процессе дальнейшего обучения в вузе.

Ольга Алимушкина, начальник сектора кадрового развития и аттестации Министерства образования и науки Алтайского края, отметила, что идея организации специализированных классов, ориентированных на психологическую и педагогическую подготовку школьников, реализуется в каждом регионе России по классической модели.

В качестве ресурсного центра определяется педагогический вуз либо организация среднего профессионального образования. Ресурсный центр набирает либо группу учащихся, либо профильный класс и формирует учебный план, в который за счет часов школьного компонента вводятся специализированные курсы по педагогике, психологии, а также педагогический практикум. Школьники в течение обучения проходят профессиональные пробы, принимают участие в олимпиадах и конкурсах, становятся вожатыми для более младших школьников. Однако, в каждом регионе есть свои интересные идеи по развитию учащихся психолого-педагогических классов, – пояснила она.

В рамках мероприятия представители двух регионов обменялись лучшими практиками организации деятельности психолого-педагогических классов.

Так,на стажировке выступили Татьяна Калюжная, доцент, руководитель Центра развития образования города-курорта Анапа, Павел Сивков, директор школы № 11 им. С. М. Жолоба города-курорта Анапа, Елена Мустаева, доцент, заведующий кафедрой экономики и управления Анапского филиала Московского педагогического государственного университета. Они представили эффективные модели наставничества, апробированные в ходе реализации проекта психолого-педагогических классов в своем городе. Методическим центром в Анапе выступает филиал Московского педагогического государственного университета. Совместно со школами он организует образовательные события для школьников, направленные на профориентацию, интеллектуальное, эмоциональное и социальное развитие учеников.

Ольга Алимушкина представила статистические данные. В Алтайском крае по состоянию на начало 2025 – 2026 учебного года насчитывается 191 профильный психолого-педагогический класс, объединяющий около 3 543 учеников. Из них 1 899 учащихся учатся в 5-9 классах, а 1 644 – в старших классах. Значительная часть выпускников выбирает образовательные программы педагогического направления – «Образование и педагогические науки». Среди них есть студенты, которые обучаются по договорам о целевом обучении и планируют работать в школах, где получали базовое образование. В регионе большинство специализированных классов курирует Алтайский государственный педагогический университет и его Бийский филиал. Деятельность таких классов на территории края нормативно закреплена.

Основные механизмы взаимодействия городской школы с вузом раскрыла заместитель директора школы № 31 города Барнаула Анна Белоусова. Она представила ключевые направления деятельности по организации наставничества, в том числе по модели «студент-ученик», а также по развитию коммуникативных навыков, формированию адекватной самооценки, повышению мотивации к учебе и профессиональной ориентации школьников.

Алтайский край накопил богатый опыт работы психолого-педагогических классов, демонстрируя успешные практики внедрения новых форматов сопровождения учащихся. Например, проекты «Профдебют», «Педагогический старт» показали высокую эффективность в улучшении качества обучения, понимании специфики профессии учителя среди подростков. Подобные проекты внедряются в других регионах России.

Татьяна Чугреева, директор Кулундинской школы № 3, представила стратегию подготовки и закрепления кадров в Кулундинском районе через деятельность психолого-педагогических классов, которая реализуется совместно с Алтайским государственным педагогическим университетом. Подробно педагог рассказала о системе педагогических проб, реализуемых на трех уровнях.

Первый уровень предполагает моделирование педагогических ситуаций внутри учебного класса. Ученики пробуют себя в роли учителя, что меняет их отношение к профессии и помогает пересмотреть собственную позицию ученика. Второй уровень – это исполнительско-творческая деятельность, которая включает проведение школьных мероприятий сначала под руководством наставников, а затем самостоятельно. Третий уровень – работа помощником воспитателя, вожатым в детских лагерях, а также организация дней самоуправления и помощь учителям в проведении уроков, – подчеркнула она.

По словам выступающей, благодаря такому формату учащиеся осознают свою готовность к выбору профессии, проявляя разные уровни мотивации и успеха. Многие выпускники поступают в высшие учебные заведения и колледжи, впоследствии возвращаются в школу для практики и дальнейшей профессиональной деятельности.

Оксана Чуприянова, руководитель ЦНППМ АИРО, резюмировала:

Несмотря на значительные достижения, перед системой методического сопровождения педагогов, работающих в психолого-педагогических классах, стоят новые вызовы. Ученики таких классов сталкиваются с множеством факторов риска: информационное давление, социальные сети, высокая динамика в требованиях к деятельности учителя – будущей профессии. Поэтому особое внимание планируется уделять разработке инновационных методов диагностики школьников психолого-педагогических классов, внедрению цифровых технологий в образовательный процесс, созданию устойчивых партнерских связей между школой, семьей и обществом, вузами, АИРО и организациями СПО в вопросах подготовки будущего учителя.

С этим читают