23 сентября 2022 года в рамках Дней образования и науки на Алтае в формате онлайн-конференции прошел Фестиваль инновационных практик развития личностного потенциала в Алтайском крае, организованный АИРО им. А.М. Топорова. К трансляции присоединилось 114 человек.
В ходе мероприятия своим опытом делились участники программы по развитию личностного потенциала, которая реализуется в Алтайском крае с 2019 года по инициативе благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Так, учитель истории и обществознания Тальменской школы №3 Юлия Кастюк представила технологию мастер-класса «Потенциал классного руководителя и личностное развитие учащихся», проведённого в рамках педагогического совета.
Директор барнаульской школы №64 Светлана Шатулова рассказала о реализации программы «Школа увлечений и профессий как условие развития творческой среды в МБОУ «СОШ №64» города Барнаула». Благодаря этой программе образовательное учреждение получило всероссийский статус Центра развития личностного потенциала. Об успешном опыте организации семинара для педагогов по развитию эмоционального интеллекта школьников проинформировала заместитель директора по учебно-воспитательной работе барнаульской школы №64 Марина Корепанова. Учитель русского языка и литературы, заведующий учебной частью этой же школы Ксения Клабукова презентовала свой опыт по формированию эмоционального интеллекта в курсе внеурочной деятельности по литературе.
Доклад на тему «Образовательная личностно-ориентированная технология воспитания и развития как способ формирования личности ребенка дошкольного возраста» представила заведующий детским садом №239 Алла Леонова. Она назвала условия необходимые для реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. По словам докладчика, главная задача образовательной организации — раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ему проявиться, развиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Кроме этого, личностно-ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему, реализацию его потенциальных и реальных раскрытых возможностей.
Как можно управлять педагогическим коллективом при переходе от догматической образовательной среды к личностно-развивающей показал директор гимназии № 131 Артем Семернинов. Благодаря опыту участия в проекте «Вклад в будущее» гимназия № 131 включена в список пилотных образовательных организаций «Школы Минпросвещения России». Гимназия использует интерактивные формы работы с педагогами, родителями, детьми, направленные на развитие личностного потенциала каждого участника. Такие формы работы позволяют внедрить помимо формального, неформальное общение в педагогическом коллективе, тем самым организовать более эффективное взаимодействие, что предполагает вовлечение педагогов в работу в качестве активного участника, а не слушателя или наблюдателя. К таким формам относятся педагогический баркемп, форсайт-сессии, методическая неделя и другие.
По итогам обсуждения выступлений были выработаны рекомендации для образовательных организаций Алтайского края. Было предложено применять в педагогической практике разнообразные методы и приемы развития личностного потенциала обучающихся; использовать креативный опыт организации групповой работы в классе и во внеурочной деятельности; учесть оригинальность предложенных решений в управленческой деятельности; до 15 октября 2022 года сформировать управленческие и педагогические команды для вхождения в программу по развитию личностного потенциала.
— Во время онлайн-конференции педагогические работники транслировали применяемые ими формы и технологии развития личностного потенциала обучающихся и педагогов, чей опыт поспособствует повышению профессиональной компетенции других педагогов. Участники фестиваля сошлись в едином мнении, что личностный подход в образовании должен являться главным приоритетом в современной системе образования, — прокомментировала итоги модератор мероприятия, доцент кафедры менеджмента и управления в образовании АИРО Галина Говорухина.