22 сентября 2022 года в рамках форума «Дни образования и науки на Алтае» состоялся круглый стол на тему «Концепция, механизмы и результаты проведения мониторинга качества дошкольного образования в Алтайском крае». Мероприятие прошло по итогам мониторинга, в котором Алтайский край впервые принял участие в 2021 году.
На круглом столе были рассмотрены цели и задачи проводимого исследования качества дошкольного образования Алтайского края, представлен опыт его проведения и изучены рекомендации экспертов, а также проанализированы особенности инструментария МКДО с учетом регионального компонента.
О результатах МКДО 2021 года в Алтайском крае рассказала заместитель директора по учебно-методической работе АИРО им. А.М. Топорова, модератор мероприятия Алла Елютина. Она отметила, что все дошкольные образовательные организации показали базовый уровень качества и выше.
— Были выявлены затруднения руководителей дошкольных образовательных организаций в процедурах и механизмах проведения МКДО, поэтому в АИРО разработали программу повышения квалификации «Внутренний и внешний мониторинг качества дошкольного образования», которую планируется реализовать в течение учебного года, — прокомментировала модератор.
Специальным гостем мероприятия стала Оксана Скоролупова, вице-президент ИМОС, член Экспертного совета по дошкольному образованию Государственной думы ФС РФ, Почетный работник общего образования РФ, ведущий методист по дошкольному образованию отдела внедрения РО и новых продуктов «Просвещение — Союз».
Оксана Алексеевна поприветствовала участников Дней образования и науки на Алтае, выразив благодарность организаторам педагогического форума — региональному Министерству образования и науки и Алтайскому институту развития образования им. А.М. Топорова за возможность выступить перед педагогами.
В своем докладе она рассказала о воспитательных составляющих педагогического процесса дошкольной образовательной организации, представила матрицу воспитательных событий для включения в календарный план, остановилась на перспективах на следующий год и направлениях воспитания в рабочей программе ДОО.
Оксана Алексеевна сообщила о проведении Всероссийской акции «Ценности будущего в традициях народной культуры». Благодаря ее реализации создаются качественные образовательные ресурсы, разрабатывается методическое сопровождение.
Ещё был представлен федеральный проект «Разработка и реализация вариативных моделей, обеспечивающих возможности формирования предпосылок читательской, математической и естественно-научной грамотности детей 3-7 лет», который инициировался издательством «Просвещение» и реализуется в дошкольных образовательных организациях Алтайского края. Хотя данный проект преимущественно направлен на формирование предпосылок читательской, математической и естественно-научной грамотности, но в каждом из этих видов присутствует как компонент и социальная грамотность детей в том числе.
Представляя дидактический материал «Бабушкины сказки» Оксана Алексеевна подчеркнула, что его создание приурочено к празднованию в нашей стране Года культурного наследия народов России. Проект предназначен для создания в дошкольных организациях единой культуросберегающей речевой среды, одинаково открытой для педагогов детских садов и родителей «дошколят», стремящихся сохранить родной язык у своих детей.
Заведующий Троицкого детского сада № 1 «Родничок» Ирина Курганская представила опыт и результаты проведения мониторинга оценки качества дошкольной организации в рамках МКДО-2021. В своем выступлении спикер рассказала, что профиль качества дошкольного образования в учреждении зафиксирован на базовом уровне, что указывает на полное выполнение требований ФГОС ДО и других нормативных правовых актов.
— Мониторинг показал, что педагоги объективно относятся к результатам собственной деятельности, в связи с этим внутренняя и внешняя оценка разошлись совсем на небольшой показатель. Мониторинг позволил нам выявить риски, определить перспективы развития детского сада, — отметила заведующий.
Рекомендации эксперта по результатам МКДО — 2021 представила на круглом столе старший воспитатель новоалтайского детского сада общеразвивающего вида № 6 «Колобок» Наталья Селина. В своем выступлении она подчеркнула расхождения во внешней и внутренний оценке мониторинга, что указывает на возможное завышение внутренней оценки ДОО. Также Наталья Геннадьевна отметила, что некоторые внутренние эксперты не до конца поняли, что по МКДО оценка три не приравнивается к школьной пятибалльной оценке. Базовый уровень качества – 3 балла – указывает на полное выполнение требований ФГОС ДО и других нормативных правовых актов.
Экспертную карту мониторинга образовательных организаций, реализующих программы дошкольного образования представила Ольга Давыдова, заведующий кафедрой дошкольного и дополнительного образования АлтГПУ, а ее коллега — доцент кафедры дошкольного и дополнительного образования Юлия Атемаскина затронула в своем докладе принципы, особенности, цели и объект мониторинга состояния воспитательной работы дошкольной образовательной организации.
— При оценивании качества воспитательной работы в детском саду важно делать акцент не на количестве воспитательных мероприятий и их участниках, а на качестве деятельности внутри этого мероприятия, — прокомментировала Юлия Викторовна.
Заведующий детским садом №217 г. Барнаула Наталья Нестерова рассказала о разработке программ развития дошкольной образовательной организации как одного из инструментов повышения качества дошкольного образования.
Консультант отдела организации общего образования и оценочных процедур Министерства образования и науки Алтайского края Светлана Орлова отметила, что на мероприятии были представлены результаты мониторинга качества дошкольного образования в Алтайском крае за 2021 год. Сформулированы затруднения и намечены перспективы дальнейшего мониторингового исследования в регионе.
— Мероприятие прошло на высоком уровне, всем участникам было интересно, они активно включились в работу. Я считаю, что это очень высокий показатель, — подытожила Светлана Анатольевна.
Также спикер поздравила собравшихся с наступающим профессиональным праздником Днем работника дошкольного образования.