В первый день проведения форума «Дни образования и науки на Алтае 2022», 20 сентября, в АИРО прошла научно-практическая конференция краевых профессиональных сообществ «Формирование и оценка функциональной грамотности в условиях введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО». С докладами на ней выступили представитель регионального Минобра, эксперты из Москвы и Санкт-Петербурга.
1 сентября все школы региона приступили к реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов. О переходе на обновленные ФГОС НОО и ООО и формировании функциональной грамотности обучающихся в 2022-2023 учебном году рассказала заместитель министра образования и науки Алтайского края Лариса Терновая. Она напомнила, что цель ФГОС – создать единое образовательное пространство. С июля 2021 года по август 2022 года в Алтайском крае была проведена масштабная работа. Методическое сопровождение обеспечивала проектная команда АИРО. В прошедшем учебном году в апробации обновленных ФГОС приняли участие 200 школ края. С презентацией можно ознакомиться по ссылке.
Главный редактор Издательства «Просвещение» Надежда Колесникова посвятила свое выступление единым стандартам обучения и воспитания в образовательном пространстве страны. Она обратила внимание на новинки учебников, созданных с учетом обновленных ФГОС. Отдельно спикер выделила учебное пособие «Символ моего Отечества», которое соответствует методическим рекомендациям Министерства просвещения РФ, и формирует у детей и молодежи общероссийскую гражданскую идентичность и патриотизм. Авторы пособия написали о государственных символах и исторических событиях. Многие регионы заказывают это пособия, поскольку в них легко встроить региональный компонент. Также представитель издательства рассказала об учебном пособии с дополненной цифровой реальностью «Основы педагогики и психологии» для психолого-педагогических классов.
Заведующий лабораторией междисциплинарных филологических проектов в образовании, доцент кафедры методики преподавания русского языка МПГУ, главного научного сотрудника РГПУ им. А.И. Герцена, член правления Российского общества преподавателей русского языка и литературы Ольга Дроздова рассмотрела тему «Учебники разных предметов как пространство овладения русским языком». В своем докладе она поделилась методикой преподавания русского языка и метапредметного обучения учителей других предметов.
Доклад на тему «Метапредметный словарь и освоение школьниками лексики разных предметных областей» представил вице-президент Российского общества преподавателей русского языка и литературы, член Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку, директор Центра коммуникативных компетенций, заместитель директора НИИ проблем государственного языка СПбГУ Сергей Кузнецов. Как рассказал спикер, чтобы оценить количество слов, которые необходимо знать школьнику, были проанализированы тексты 265 школьных учебников для 5 – 11 классов, рекомендованных Министерством образования и Российской академией образования, а также тексты, предлагаемые для внеклассного чтения. Сергей Кузнецов привел качественные результаты анализа школьных текстов. Он отметил, что конечной причиной коммуникативных неудач часто является незнание значений слов и непонимание смысла сказанного. Между тем в учебниках часто используются термины, которые не объясняются в тексте самого учебника и отсутствуют в толковых словарях русского языка. Докладчик резюмировал, что существующие методики формирования и развития речи не в полной мере отвечают требованиям Образовательного стандарта, ориентированным на совершенствование способности обучающегося применять полученные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.
О проектной и учебно-исследовательской деятельности как средстве воспитания и образования школьников рассказала Светлана Исакова, руководитель естественно-научного направления цифровой образовательной платформы «ГлобалЛаб». На этой платформе расположены цифровые проектные задания для учеников всех классов по различным предметам. Есть на платформе и задания для дошкольников. Учитель может использовать цифровые проектные задания на разных этапах урока, а также на дополнительных занятиях. Подробнее о платформе можно узнать из презентации.
Форум стал площадкой, позволяющей участникам обменяться опытом и детально обсудить механизмы реализации поставленных государством задач.
В этот же день в рамках «Дней образования и науки на Алтае 2022» в АИРО работали четыре секции научно-практической конференции: «Иностранный язык», «Естественнонаучные дисциплины», «Финансовая грамотность», «Технология». Всего в работе конференции пройдут заседания 20 секций учебно-методических объединений.