С 31 октября по 3 ноября в рамках форума «Дни образования и науки на Алтае-2023» проходила научно-практическая конференция краевых профессиональных сообществ «Формирование единого содержания общего образования в условиях реализации обновленных ФГОС». Так, 2 ноября состоялись заседания секций пяти отделений краевых учебно-методических объединений (КУМО).
Заседание секции отделения по психологии проходило в Алтайском краевом центре психолого-педагогической медико-социальной помощи. Участие приняли более 50 педагогов-психологов дошкольных образовательных организаций Алтайского края. В рамках секции состоялся семинар-практикум «Стратегии сопровождения детей с РАС с доказанной эффективностью», на котором были презентованы практики сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Модерировали мероприятие заведующий отделом по работе с детьми с ОВЗ, инвалидностью Алтайского краевого центра ППМС-помощи Наталья Примерова и педагог-психолог этого центра Лариса Голованова.
Педагоги обсудили необходимость и возможность применения в коррекционной работе современных методов сопровождения детей с РАС. Участникам продемонстрировали четыре практики коррекции РАС, эффективность которых доказана, в том числе на практике.
Об использовании метода DIR-Floortime в работе с детьми с РАС дошкольного возраста, рекомендованного для развития навыков социального взаимодействия и улучшения коммуникации, рассказала Елена Шарапова, учитель-дефектолог школы № 34 Бийска. Специалист провела с участниками семинара имитационную игру с демонстрацией приемов эффективной работы с детьми.
Педагог-психолог Мария Иванова и учитель-дефектолог Елена Лихачева из детского сада № 14 «Василек» Рубцовска поделились опытом применения одной из стратегий формирования игровых и социальных навыков у детей с РАС – методом фототерапии. У присутствующих была возможность познакомиться со средствами для работы с детьми — тематическими фотокнижками, фотоальбомами расписания активностей, визуальными правилами, инструкциями и так далее.
Педагог-психолог барнаульского детского сада № 261 «Истоки» Светлана Колпакова рассказала об использовании альтернативных методов коммуникации при обучении детей дошкольного возраста с РАС. С помощью бесплатного электронного приложения для коммуникации детей с РАС «Мой коммуникатор» участники семинара опробовали игры по формированию речевых навыков и невербального общения.
— Альтернативный способ коммуникации может улучшить качество жизни и обучения детей, у которых отсутствует или затруднена речь. С приложением могут работать как профессионалы, так и родители в домашних условиях, — прокомментировала Светлана Колпакова.
Педагог-психолог городского психолого-педагогического центра «Потенциал» Юлия Кижакина (г. Барнаул) поделилась способами и методами влияния на поведение ребенка с РАС. Специалист рассказала о применении авторской адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире возможностей».
По мнению участников мероприятия, продемонстрированные специалистами вмешательства с доказанной эффективностью необходимо применять в работе для улучшения способности детей с РАС эффективно общаться и взаимодействовать с окружающими.
Заседание секции по школьным библиотекам прошло в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова. В работе секции приняли участие педагоги-библиотекари, специалисты краевой библиотеки и издательского сообщества.
Краткий анализ результатов деятельности отделения по школьным библиотекам представила руководитель отделения КУМО по школьным библиотекам Ольга Молоканова.
Руководитель методического объединения школьных библиотек г. Рубцовска, педагог-библиотекарь Наталья Вахричева поделилась опытом наставничества школьных библиотекарей Рубцовска, представила медиаресурс, который будет полезен всем библиотекарям-педагогам.
Ведущий библиотекарь Алтайской краевой универсальной научной библиотеки им. В. Я. Шишкова Елена Рыжикова рассказала о ресурсах и возможностях Национальной электронной библиотеки, а ее коллега Алена Мананникова — о коллекциях Президентской библиотеки, которые могут быть полезны педагогическому сообществу.
Практикой создания литературных библиотечных проектов поделилась педагог-библиотекарь барнаульской гимназии № 60 Светлана Кулешова.
О профориентационной работе библиотечно-информационного центра можно узнать из видео педагога-библиотекаря школы № 15 Заринска Елены Нарайкиной.
Методист-эксперт издательства «Просвещение» Ольга Самсонова представила обзор издательских проектов, которые школа может использовать в направлении патриотического воспитания школьников.
С материалами конференции можно ознакомиться на методическом портале краевого УМО.
В заседании секции отделения по иностранным языкам участвовали 34 учителя. В рамках заседания прошел семинар «Эффективные способы повышения качества подготовки к ГИА. Типичные ошибки ГИА и олимпиад». Педагоги поделились опытом работы по подготовке учащихся к ОГЭ и ЕГЭ.
Мероприятие открыла руководитель отделения по иностранным языкам Ирина Перервина. Она также рассказала о комплексном подходе при подготовке к экзаменам в формате ОГЭ и ЕГЭ.
Член предметной комиссии Наталья Казакова сделала обзор типичных ошибок, которые дети допускают на ОГЭ по английскому языку. Учитель Елена Макарова поделилась секретами успешной подготовки учащихся к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку, сообщила об олимпиадной подготовке в Бийском лицее-интернате. Учитель Ирина Леонтьева раскрыла типичные ошибки школьников в письменной и устной части ОГЭ и ЕГЭ по французскому языку.
Учитель иностранного языка Зональной школы, заместитель руководителя отделения по иностранным языкам КУМО Анна Черкашина рассказала об особенностях организации образовательного процесса по обучению иностранному языку в условиях реализации обновленных федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего образования. Участники сошлись во мнении, что метод проектов как нельзя лучше подходит для применения на уроках иностранных языков.
По материалам Всероссийского научно-образовательного форума учителей иностранных языков с докладом о проблемах и перспективах преподавания иностранных языков выступила победитель конкурса «Учитель года Алтая- 2022» Анастасия Нестерова.
На семинаре были затронуты вопросы использования иностранного языка в качестве инструмента коммуникации.
После выступлений были обобщены эффективные методы подготовки учащихся к ОГЭ, ЕГЭ и олимпиадам, а также подведены итоги работы секции.
Учителя отметили, что такие мероприятия — отличная возможность получить необходимую информацию, особенно для тех, чьи школы находятся в отдалённых районах Алтайского края.
На секции отделения по технологии обсуждали актуальные вопросы преподавания технологии в условиях реализации обновленного федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, а также варианты составления программы.
Педагоги поговорили об особенностях подготовки обучающихся к выполнению заданий регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников по технологии.
Мастер-классы погрузили учителей технологии в практическую деятельность по реализации новых модулей программы «Робототехника» и «Автоматизированные системы на примере программы КОМПАС 3D».
Мастер-класс «Автоматизированные системы на примере программы КОМПАС 3D» дала учитель технологии Поспелихинской школы №2 Светлана Завгородняя. Особый интерес учителей технологии к этой теме вызван тем, что реализация новых модулей программы вызывает у них ряд вопросов и затруднений.
Заседание секции отделения по истории и обществознанию состоялось в формате панельной дискуссии. В Алтайском институте развития образования более 30 учителей обсудили деятельность отделения в 2023 году и определили перспективные направления деятельности на 2024 год.
Руководителем отделения является доцент кафедры гуманитарного образования АИРО Наталия Прокопьева.
В качестве спикеров были приглашены председатели предметных комиссий по истории и обществознанию, педагоги-новаторы школ края. Они обсудили актуальные проблемы преподавания истории и обществознания в современной школе. В числе обсуждаемых вопросов — повышение уровня достижения планируемых результатов, совершенствование форм и методов преподавания, повышение эффективности оценивания.
Важным итогом заседания стало утверждение приоритетных направлений работы в 2023/2024 учебном году. Среди них — обмен опытом в рамках посещения открытых уроков, представление опыта успешных выпускников «Мой выпускник», ведение постоянной рубрики на сайте «Час профессионала», развитие профессиональных компетенций учителя истории и обществознания в преподавании учебного предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России».