3 ноября, в завершающий день форума «Дни образования и науки на Алтае — 2023», в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова состоялся круглый стол «Успешные практики реализации проекта «Школа Минпросвещения России».
На мероприятии присутствовали руководители организаций-партнеров проекта, участники его апробации, руководители образовательных организаций, педагоги. Онлайн-трансляцию посмотрели более 500 человек.
Работу круглого стола модерировала заместитель министра образования и науки Алтайского края Лариса Терновая.
Почетным спикером мероприятия стал бывший глава Минобрнауки Алтайского края, а ныне ректор Академии Минпросвещения России, автор проекта «Школа Минпросвещения России» Максим Костенко. В приветственном слове он отметил, что в системе образования происходит переосмысление содержания школьного образования:
— В проект «Школа Минпросвещения России» мы интегрировали все лучшее, что было в системе образования дореволюционного, советского и постсоветского периодов для дальнейшего развития российского школьного образования.
Максим Костенко напомнил, что в указе Президента «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» закреплены 12 традиционных духовно-нравственных российских ценностей, которые стали идеологической основой государства.
— Это те ориентиры, на которые мы с вами должны равняться в своей практической деятельности, тот образ будущего, который побуждает нас выстраивать свою профессиональную деятельность для достижения целей, — подчеркнул он.
Также Максим Костенко в своем выступлении акцентировал внимание на основных направлениях проекта «Школа Минпросвещения России». Напомним, что в их число входят: «Здоровье», «Профориентация», «Знания», «Воспитание», «Творчество», а также «Образовательная среда», «Школьный климат» и «Учитель».
О реализации проекта «Школа Минпросвещения России» в Алтайском крае доложила региональный координатор проекта, заместитель директора по учебно-методической работе АИРО Алла Елютина. Она рассказала, что в этом году в проект вошли 80% общеобразовательных организаций Алтайского края, они сформировали школьные команды, прошли самодиагностику, которая выявила дефициты по каждому из направлений проекта. Так, 64 % краевых школ находятся на среднем уровне, 33 % — на базовом уровне, ниже базового уровня — 4 % школ. На высоком уровне пока 1,5 % общеобразовательных организаций. Школы должны завершить самодиагностику до 14 ноября текущего года.
Приглашенные спикеры поделились лучшими практиками модернизации образовательного пространства в школах и профориентационной работы с учениками. Так, лучший опыт создания современной мотивирующей образовательной среды представил директор Алтайского промышленно-экономического колледжа Роман Шабанов. Он рассказал, что колледж реализует различные федеральные проекты. К примеру, благодаря проекту «Билет в будущее» более 1500 тысяч школьников на площадке колледжа ежегодно проходят профессиональные пробы. Также колледж участвует в проектах «Первая профессия» и «Код будущего», является одной из площадок проведения чемпионата «Профессионалы». По рекомендации Минпросвещения России в колледже оформили воспитательное пространство. По словам директора, студенты показывают хорошие результаты.
Об оформлении школьного пространства рассказала заместитель директора по воспитательной работе барнаульской школы № 136 Юлия Шутий, а учитель химии Бийского лицея-интерната Алтайского края Ксения Ильясова представила опыт организации образовательного пространства школы для реализации одной из направлений проекта «Школа Минпросвещения России» — «Творчество».
Заместитель директора по воспитательной работе Шаховской школы Павловского района Антонина Ващева поделилась опытом внедрения в основную образовательную программу профориентационного минимума для сельских школьников.
— Чем раньше ученик школы определится с выбором профессии, тем выше его мотивация к обучению, а значит и качество знаний. Это наблюдение подвигло нас в 2016 году начать в школе профориентационную работу. Реализовать профориентационный минимум в сельской школе вполне реально. В помощь — рабочая программа воспитания, план воспитательной работы, методические рекомендации по включению одного часа профориентационной работы. Эти инструменты дают нам спектр профориентационных возможностей. К тому же, существуют площадки, к примеру, «Билет в будущее», которые обеспечивают педагогов, детей и их родителей интересными материалами.
Также выступили руководитель Центра опережающей профессиональной подготовки — регионального оператора профориентационного проекта «Билет в будущее» в Алтайском крае Александра Захарова, заместитель директора детского технопарка «Кванториум22» Тамара Кузюра. Участникам круглого стола показали видеообращение управляющего директора Фонда Гуманитарных Проектов федерального оператора программы «Билет в будущее» Ивана Есина.
Представленные практики оценивала экспертно-аналитическая группа: директор лицея № 8 города Новоалтайска Наталья Ерохина, директор барнаульской школы № 53 Юлия Галкина и директор барнаульской гимназии № 131 Артём Семернинов. Они представили свои предложения по дальнейшей работе школ края в рамках проекта «Школа Минпросвещения России».
Директор барнаульского лицея № 52 Татьяна Пономарева:
— Мы стали пилотной школой проекта. На каждом этапе нам помогала региональная команда. От Академии Минпросвещения все время получаем методическую поддержку, нам дают ориентиры и инструменты для развития школы, а другие участники проекта делятся лучшим опытом в ходе стажерских практик.
Справка: Проект «Школа Минпросвещения России» призван способствовать созданию равных условий для получения каждым обучающимся доступного качественного образования независимо от места проживания, социального статуса и доходов родителей на основе единого образовательного пространства Российской Федерации. Он стартовал в Алтайском крае в 2022 году, его реализацию координирует региональное Министерство образования и науки. Федеральный оператор проекта — Академия Минпросвещения России.