«Дни образования»: руководители и педагоги представили инновационные практики наставничества

1 ноября 2023 года в стенах Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова прошел Фестиваль инновационных практик наставничества, приуроченный к Году педагога и наставника. Он объединил около 450 педагогов и руководителей образовательных организаций края. На мероприятии был представлен опыт наставничества в дошкольных и школьных общеобразовательных организациях, системе дополнительного профессионального образования и вузах.

Как выстроить систему наставничества с детьми, находящимися на учете подробно обсудили на фестивале, рассказали о роли наставничества в формировании экологической культуры, затронули темы волонтерства, применения искусственного интеллекта и театральной педагогики в классном руководстве. Кроме того, педагогам и руководителям раскрыли социальный лифт наставничества, как форму сотрудничества участников центра «Точка роста».

Руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников АИРО Оксана Чуприянова в приветственном слове обратилась к истории наставничества. Она отметила, что наставник всегда был ответственным не только за профессиональное становление личности молодого человека, но и занимался его нравственным и идейным воспитанием.

— Поэтому наставничество рассматривается как кадровая и педагогическая технология, направленная на профессиональное и личностное развитие, — отметила Оксана Михайловна.

Педагоги дополнительного образования из Барнаула и Новосибирска представили опыт реализации наставничества по модели «учитель — учитель», «наставник — педагогический коллектив». В выступлениях они подчеркнули, что традиционные и инновационные практики наставничества благотворно влияют на развитие профессиональных компетенций наставляемых. В рамках неформальных форм наставничества, например, такой как фестиваль, педагоги раскрывают свой творческий потенциал. Директор новосибирского Центра детского творчества Советского района Алина Франц отметила роль руководителя наставника с большим опытом работы в развитии современного педагогического коллектива. Кроме того, она выделила в качестве главных качеств наставника высокий профессионализм и умение выстроить правильную коммуникацию с коллегами.

Директор института педагогики и психологии АГГПУ им В.М. Шукшина Татьяна Гаврутенко и директор Алтайского краевого педагогического лицея-интерната Светлана Романенко в своих выступлениях остановились на формах работы со студентами по модели наставничества «студент — школьник» в рамках психолого-педагогических классов. Эффективность реализации модели — 65% школьников выбирают профессию педагога, а 25% учащихся лицея возвращаются в учреждение в качестве преподавателей.

Команда старших воспитателей и заведующих детскими садами представила исследования в области уточнения понятия «наставничество». На основе 29 определений они предложили свое, вокруг которого выстроили концепцию выступления. Также был представлен опыт реализации реверсивного наставничества в работе молодых воспитателей и более опытных коллег по освоению современных цифровых технологий, деятельности наставнической пары «воспитатель — родитель» в форме ежемесячных челленджей по разным тематикам. Также озвучены результаты работы наставнических пар по модели: «наставник — молодой педагог», «воспитатель — воспитатель», «школьник — воспитанник детского сада».

Руководители общеобразовательных организаций в выступлениях сделали акцент на использовании технологии наставничества для формирования суверенной системы образования России.

О наставничестве по модели «родитель/представитель общественности с высоким авторитетом — ученик» рассказали представитель комитета по образованию, учителя и советники школ. Такая форма наставничества помогает школьникам с трудным поведением, сложностями в учебе изменить свое мировоззрение, найти внутренние мотивы для развития, выбрать иную стратегию поведения и определиться в будущей профессии.

Подводя итоги проектной части фестиваля, участники прошли опрос и выбрали актуальные модели наставничества, а также качества, определяющие наставника, и критерии оценки эффективности наставничества.

Спикеры поделились впечатлениями от мероприятия.

Александр Загайнов, директор школы № 126 г. Барнаула:

— Особенно мне понравилось выступление представителей детских садов. Они очень грамотно и продуманно представили практики наставничества средней образовательной организации на высоком теоретическом уровне. Все системы образования живут наставничеством. Доказали, что оно очень успешно и эффективно работает в современных условиях и решает все те актуальные задачи, которые сегодня стоят перед системой образования — это развитие патриотизма, повышение профессионального потенциала педагогов, передача знаний от поколения к поколению, образца для воспитания и многих других вещей.

Юлия Галкина, директор школы № 53 г. Барнаула:

— Хочется поблагодарить организаторов фестиваля, я абсолютно уверена, что это очень хороший аккорд закрытия Года педагога и наставника. Сегодня, слушая своих коллег, я пришла к выводу, что каждое образовательное учреждение пробует на вкус практику наставничества. И, конечно, было очень приятно сегодня слышать, что наставничество никуда не уходило. Оно всегда было, менялись только его форматы, формы и подходы, но наставничество было есть и будет. Приятно было поучаствовать сегодня в дискуссии об инновационных и современных формах наставничества.

Запись мероприятия доступна по ссылке.

С этим читают