27 октября в рамках форума «Дни образования и науки на Алтае – 2025» прошли две методические встречи.
Первая встреча — «Просто о сложном» — собрала в АИРО педагогов, готовых переосмыслить привычные подходы к уроку. Спикер — Алексей Овчинников, заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических наук, абсолютный победитель всероссийского конкурса «Учитель года России – 2011», Почетный работник общего образования РФ, учитель биологии и математики школы села Баловнево Липецкой области.
Открывая методическую встречу, Алексей Васильевич отметил:
— По результатам исследований одним из факторов, влияющим на качество образования, является коллективная эффективность учителей. Но в тоже время учителя чаще всего работают за закрытыми дверями своего кабинета. Чтобы это противоречие преодолеть и нужны такие мероприятия, как форум: педагоги имеют возможность собраться вместе, найти новые подходы к решению образовательных задач, посмотреть на опыт других учителей, и, самое главное, потом вернуться в свои школы и продолжить взаимодействие и обмен опытом уже в своей школе.
Выступление Алексея Овчинникова было практико-ориентированным: обсуждались современные подходы к обучению, баланс между структурой и креативностью, особенности подготовки к конкурсам и то, как опыт члена жюри помогает видеть урок «со стороны». Педагог подробно делился собственной методикой преподавания и давал рекомендации учителям, которые участвуют или планируют участвовать в конкурсах профессионального мастерства.
Эксперт подчеркнул:
— Учитель сегодня не может оставаться в стороне. Чтобы решать те вызовы, которые стоят перед нашей страной, педагог должен модернизировать свои методы и подходы к работе с детьми, менять акценты, развивать новые направления. Как сказал Василий Сухомлинский: одно из наиважнейших качеств педагога – его честность по отношению к себе и ученикам. Любая ложь со стороны педагога оскорбляет и обезображивает ученика. Это правило актуально и в современных условиях: от того, честен ли учитель зависит, насколько дети будут прислушиваться к его словам, доверять, насколько значимым учитель будет для своих учеников.






В барнаульской гимназии № 42 методический семинар «Информационная безопасность детей: вызовы современности» провёл Андрей Сиденко, руководитель направления «Лаборатории Касперского» по детской онлайн-безопасности, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России — 2013», член Государственного совета РФ по направлению «Образование», кандидат педагогических наук, учитель информатики, физики и астрономии школы № 29 Мытищинского района Московской области.
Выступление началось с вопроса: «Ты где?» — самого частого родительского вопроса в эпоху смартфонов. Исследования показывают: 89% детей в возрасте от 7 до 10 лет получают первый гаджет до школы, а 48% родителей проводят время с ребёнком через экран. За каждым кликом, подчеркнул спикер, — новые риски: от манипуляций и мошенничества до подмены реальных отношений виртуальными.
Тема информационной безопасности звучала не как набор правил, а как разговор о человеческих отношениях — между ребёнком и взрослым, между доверием и контролем.
Андрей Григорьевич представил практические кейсы и рассказал о современных механизмах защиты данных в эпоху искусственного интеллекта. По словам эксперта, только за прошлый год технологии компании предотвратили более 893 миллионов попыток перехода по фишинговым ссылкам, а ежедневно в мире фиксируется свыше 460 тысяч новых образцов вредоносных программ. Но никакая статистика не заменит личного примера педагога, который учит детей не бояться ошибок, осознанно выбирать и не терять человечности в цифровом пространстве.
Андрей Сиденко считает:
— Педагоги играют одну из ключевых ролей в формировании цифровой безопасности детей. Учителя дополняют то, что закладывают родители, обогащают своими знаниями, теми примерами, которые могут помочь ребенку в трудную минуту при защите от угрозы, с которой они могут столкнуться в сети. Безусловно, стоит больше внимания уделять в обучении детей таким аспектам, как информационная безопасность, медиаграмотность, этика и культура общения в интернете.
Эксперт подробно объяснил возможные угрозы и механизмы их нейтрализации: виды фишинга и скама, способы хищения аккаунтов, механики вовлечения детей в финансовые мошеннические схемы, риски дипфейков и кибербуллинга.
Практические рекомендации, которые звучали на семинаре, были простыми и применимыми: надёжные пароли и двухфакторная аутентификация, обсуждение правил поведения в сети и объяснение детям причин тех или иных ограничений. Параллельно обсуждали и родительские стратегии — от настройки родительского контроля до построения честных правил использования гаджетов в семье.
Андрей Григорьевич резюмировал:
— Любой вопрос, связанный с безопасностью в интернете, состоит как минимум из двух частей. Первый, технические решения – настройка приложений, фильтры звонков, программы родительского контроля. Другое слагаемое связано с выстраиванием доверительных отношений со своим ребёнком. Очень важно, чтобы в случае возникновения угрозы, ребёнок видел в своих родителях тех, к кому он пойдёт первым за помощью. И это действительно долгий процесс и сложная работа.
Обе методические встречи показали: чтобы школа оставалась местом развития, методическая глубина и формирование цифровой грамотности должны быть двумя сторонами одной задачи. Честность педагога, профессиональная открытость коллег и налаженный диалог дома и в классе — те инструменты, без которых ни одна техническая защита не сработает в долгосрочной перспективе.








