[bvi]
[bvi]

Любовь к слову: интервью с «Учителем года Алтая» Гульнарой Нукановой

В марте в Алтайском крае прошел традиционный конкурс «Учитель года Алтая-2025». Победу одержала Гульнара Нуканова. Она преподает русский язык и литературу в барнаульском лицее № 121.

Несмотря на молодой возраст — ей ещё нет и тридцати, педагог показала высокий уровень мастерства и доказала, что её методы преподавания заслуживают высшей оценки.

Как «Учителю года Алтая» удаётся привлечь внимание подростков к классическим произведениям? Что она думает про новый фильм о Пушкине? Над какими просветительскими проектами работает? Ответы — в интервью.

Церемония награждения, март, 2025 год.

Гульнара Евгеньевна, рады видеть вас в числе лучших педагогов региона. Как считаете, что вам помогло победить?

— После участия в муниципальном этапе конкурса я поняла: важно всё. И произведение, по которому даешь урок, и тема внеурочного занятия, и многое другое. Для победы требуется собственная идея, с ней нужно пожить, прочувствовать её и транслировать на всём конкурсном пути. Ничего бы не получилось без единомышленников. Рядом обязательно должны быть люди, которые поддержат твою идею и не будут навязывать своё видение. Победа приходит тогда, когда складываются все пазлы.

Торжественная передача миссии «Учитель года Алтая». Грануш Степанян, учитель английского языка Смоленской школы № 2, передала кубок победителя своей преемнице Гульнаре Нукановой, апрель, 2025 год.

В книгах часто можно встретить страницу со словами признательности автора людям, которые помогали ему ее написать. А кому благодарен «Учитель года Алтая — 2025»?

— Прежде всего, спасибо моему наставнику Ольге Сергеевне Курасовой, учителю истории, руководителю методического центра нашего лицея. Я часто повторяю своим ученикам перед экзаменами, что верю в них больше, чем они в себя. Вот так и Ольга Сергеевна. Отлично меня понимает, а её вера в мои силы и поддержка помогли мне преодолеть сомнения и сделать первые шаги на пути к успеху. Отдельная благодарность лицейским коллегам. Во время конкурса они проявили заботу и участие, заменяя меня на занятиях. Руководство лицея шло навстречу. После конкурса ощущаю тёплую поддержку участников сообщества «Учитель года Алтая». А вообще я убеждена, что лучшая форма благодарности — это не слова, а поступки.

Фото с наставником.

— Хочется побольше узнать о вашей семье, где вы родились, учились…

— Родилась в Угловском районе, жила там до девяти лет, потом — в небольшом посёлке Рубцовского района. Папа – ветеринарный врач. С самого детства школа была частью моей жизни — бабушка, тетя, брат посвятили себя педагогике. Однажды я задумалась: как сделать так, чтобы литература была моей профессией. Решила продолжить семейную династию и тоже стать учителем. После 9-го класса прошла собеседование и была принята в Алтайский краевой педагогический лицей-интернат, там училась 10-11 класс. Преподаватели и атмосфера лицея сделали меня смелее, научили не бояться идти вперед. Там же я убедилась, что мне нравится преподавать. Поступила на филологический факультет АлтГПУ. В магистратуре начала совмещать учебу и работу в сельской школе Рубцовского района. Это был непростой опыт — учиться и учить одновременно. Там я учительствовала пять лет. В 2020 году решилась попробовать силы в профессиональном конкурсе «Педагогический дебют», вошла тогда в число победителей заочного этапа. Уже три года живу и работаю в Барнауле.

Рассказывая об истории создания поэмы «Мертвые души» на конкурсном уроке, вы объяснили ребятам, почему это литературный шедевр и показали оживленный нейросетью портрет Николая Гоголя. Почему выбрали такой прием?

— На конкурсе я реализовала свою давнюю задумку «оживить» автора с помощью нейросети. Нашла слова Гоголя о поэме и попросила профессионального актера озвучить их, затем магия нейросети совместила голос с портретом. Это один из множества приемов, который позволяет повысить интерес ребят к произведениям. При подготовке к урокам я могу попросить учеников создать в нейросети цифровые портреты героев. Например, так было, когда мы проходили повесть «Тарас Бульба». Этот подход прекрасно работает как на начальном этапе знакомства с текстом, так и на этапе закрепления материала.

Конкурсный урок в гимназии № 42 г. Барнаула.

Как вы оцениваете зумерский язык. Видите в нем угрозу чистоте русского языка или, наоборот, это признак его развития и обогащения новыми формами выражения мыслей и чувств?

— Не скажу, что я «за» или кардинально «против» таких слов. Но я объясняю ученикам, что всё это искусственно и мимолетно. Поправляю детей, если услышу у них речевые ошибки, но спокойно, без назидания. На уроках стараюсь показать им красоту русского языка. Когда изучаем лирику, всегда обращаю их внимание, как с помощью слов поэт создал тот или иной образ, как метафорично он описал свое чувство или состояние природы. То, что зумеры используют такие слова, – это нормально. Вспомните, когда мы были подростками — у нас были другие выражения. Каждое новое поколение придумывает своё, и это абсолютно естественный процесс. Ведь, как точно заметил Николай Гоголь, русский язык «живой как жизнь». Время сохранит всё лучшее, настоящее, ценное, а наносное и временное постепенно исчезнет.

— Как возникла идея организовать читательский клуб в лицее? Что мотивировало вас заняться этим проектом и какую пользу он приносит вашим ученикам?

— Среди моих учеников немало читающих. Поэтому в прошлом году я создала читательский клуб и предложила на совместное чтение итальянскую повесть «Мой дедушка был вишней» про маленького мальчика и его дедушку, который верил, что человек не умирает, пока его кто-то любит. Мы обсудили ее проблематику и посмотрели одноименный фильм. Еще читали чеховские рассказы, которые не входят в школьную программу. Хотя встречаемся мы пока не так часто, как этого бы хотелось, но каждая встреча — во благо. Я вижу, что наши беседы развивают внутренний мир детей, их мышление, умение говорить грамотно и писать сочинения. Хочу и дальше прививать ученикам любовь к слову и воспитывать вкус к настоящей литературе.

— Как современные дети воспринимают классику?

— Им не просто читать ту же «Капитанскую дочку» Пушкина, «Тараса Бульбу» Гоголя или «Недоросля» Фонвизина. Но как раз в этом и заключается моя работа: объяснять доступно сложные вещи, помочь осмыслить произведения, увидеть их ценность и актуальность.

— Кто ваша Римская империя в мире литературы, самый важный и влиятельный писатель для вас?

— На каждом жизненном этапе – это разные писатели. Любовь к литературе у меня началась с романа Ивана Тургенева «Отцы и дети». Сквозь время со мной «Мастер и Маргарита» Михаила Афанасьевича Булгакова. Читала трижды, последний раз зимой, сразу после просмотра спектакля. И каждый раз удивляюсь, как это всё родилось в его голове: роман в романе, яркие и сильные персонажи. Чехов тоже один из любимых писателей.

— А у вас большая личная библиотека?

— Дома всегда было много книг. Собрания сочинений занимали целые полки. Цвета обложек прочно врезались в мою память: серый Пушкин, красный Маяковский, коричневый Салтыков-Щедрин. Подсчитала собственную библиотеку — примерно 150 изданий.

— Интересно узнать ваше мнение как учителя литературы о нашумевших фильмах российского проката: «Мастер и Маргарита» прошлого года и «Пророк. История Александра Пушкина», который вышел в феврале.

— Режиссер «Мастера и Маргариты» по-новому взглянул на роман. Актерам, мне кажется, удалось раскрыть образы Мастера и Маргариты, а вот Воланд и его свита получились слабее. С этого фильма я вышла не совсем в ресурсном состоянии. Всё же экранизация Владимира Бортко, снятая в 2005 году, остается любимой. А идя на «Пророка», я была настроена скептически, потому что уже читала негативные отзывы зрителей. Однако моим ученикам фильм понравился, они советовали мне его посмотреть. На мой взгляд, в нем всё органично. Даже рэп. Особенно удалась та часть, в которой показано, что привело поэта к гибели: он не искал дуэли, ему пришлось защитить честь своей семьи, себя и своей супруги. Как писал Лермонтов, он «невольник чести». Конечно, пушкинская история не обошлась без художественного вымысла и режиссерских витиеватостей. Эту картину я оцениваю на «хорошо».

— Какое увлечение приносит вам радость, отдых, вдохновение?

— Помимо чтения книг театр. Началось все с музкомедии. Часто посещаю Алтайский государственный театр кукол «Сказка», иногда с коллегами и лицеистами. Сейчас у меня гиперфиксация на спектаклях театра драмы. Увиденное вдохновляет. Отдельная любовь музыка. Мне, например, нравится творчество группы «Комната культуры» — это молодые ребята из Барнаула, уже известны в России и сейчас они на гребне волны. У них лирические композиции. Стараюсь не пропускать их концерты. Кстати, известно, что солист и автор песен Женя Трофимов — выпускник барнаульской школы № 118.

Гульнара Нуканова с группой «Комната культуры» после концерта, 2023 год.

— Над какими проектами работаете сейчас, во время каникул?

29 июня в парке «Изумрудный» пройдет книжный фестиваль Ромфест. Его организаторы Елена Волкова и Виктория Маслова, тоже учителя, предложили мне выступить с мастер-классом на площадках «Пикник с писателем» и «Живая библиотека». В программе фестиваля также лекторий, ярмарка, книгообмен, обсуждение книг и другое. Приглашаю учеников, коллег и всех заинтересованных стать участниками книжной встречи.

Впереди всероссийский конкурс. Финал пройдет осенью в Санкт-Петербурге и Москве. Расскажите, как готовитесь к этому важному мероприятию?

— С ребятами мы специально для конкурса подготовили видеовизитку. В июле поеду в тренинг-лагерь Профсоюза в село Шепси Краснодарского края, где соберутся педагоги из разных регионов России, победители профессиональных конкурсов. Это отличная возможность получить свежие идеи и полезные рекомендации. Ранее я посетила семинар для филологов в Москве, он проходил в гимназии имени Евгения Максимовича Примакова. Подробно рассказывать о подготовке пока не стану, всё внутри меня, а результат увидите позже.

Текст: Светлана Химочка.

Фото: Илья Алексеев, фотоархив Гульнары Нукановой.

С этим читают