В 2025 году 22 педагога Алтайского края вошли в число лучших учителей России. Каждый из них удостоен премии в размере 200 тысяч рублей за достижения в педагогической деятельности. Среди победителей — учитель русского языка и литературы Советской школы Татьяна Лутовинова. Ее педагогический стаж — 31 год.
Методическая разработка Татьяны Ивановны – рабочая программа внеурочной деятельности «Литература Алтайского края», которую высоко оценил федеральный эксперт. Также она автор рабочей программы внеурочной деятельности «Рассказы Шукшина». Эту разработку высоко оценили на региональном уровне. На федеральном уровне отмечен и литературный кружок учителя «Нити творчества».
Статья учителя «Из опыта работы по программе «Наставничество» опубликована в научно-педагогическом журнале «Учитель Алтая». С темой «Изучение литературы родного края – воспитание любви к Родине» педагог выступала на научно-практической конференции краевых профессиональных сообществ в рамках форума «Дни образования на Алтае». Эта работа и буклет «Литературные места Советского района» размещены на сайте Алтайского института развития образования им. А. М. Топорова.
Качество и уровень знаний учеников Татьяны Лутовиновой стабильно высокие. В рамках внеурочной деятельности они работают в литературном объединении «Нити творчества» и «Сундучок». На региональном и муниципальном уровне школьники участвуют в предметных олимпиадах, конкурсах исследовательских и проектных работ, выступают на научно-практических конференциях. Многие из учащихся становятся победителями этих мероприятий и получают призовые места.
Особенно высокие результаты ученики Татьяны Ивановны показывают на конкурсах литературного творчества: литературных чтениях, конкурсах сочинений, чтецов, юных журналистов и экскурсоводов, конкурсах творческих работ по журналистике, выставках изданий и газет.
Особое место в деятельности педагога занимает инновационная работа. Так, Татьяна Лутовинова создала первый в Советском районе литературный музей «Алтай – моя родина» и множество виртуальных экскурсий. В рамках адресной работы на занятиях литературного объединения «Нити творчества» Татьяна Ивановна вовлекает в работу музея и создание виртуальных экскурсий одаренных детей.
– Создавая проекты виртуальных экскурсий по тем или иным темам, учащиеся углубляют знания, полученные на уроках, осваивают приемы и методы исследовательской деятельности. Во время виртуальных экскурсий меняется взаимодействие педагога с воспитанником: активность учителя уступает место активности ученика, задача учителя – создать условия для инициативы школьников, – подчеркнула педагог.
С детьми с ограниченными возможностями здоровья, из неблагополучных семей, с девиантным поведением учитель проводит индивидуальную работу. В результате они становятся призерами и лауреатами творческих конкурсов. В этом направлении учитель также участвует в работе жюри конкурса для детей с ОВЗ, проводит благотворительные сборы для детей-сирот из Дома ребенка города Бийска.
В своей работе учитель активно применяет информационные образовательные технологии. Для учеников младших классов и воспитанников детских садов педагог создала аудиоспектакли по творчеству детских писателей. Для более старших школьников она проводила телемост с Юлией Нифонтовой, поэтом, прозаиком и членом Союза писателей России. Также на уроках педагог применяет технологию формирующего оценивания.
– Портфолио, тестирование, программированный контроль, мониторинг, рейтинговая система и другие средства оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся регулярно используются мною. Системное использование современных технологий средств оценивания позволяют устранить негативные моменты в обучении, индивидуализировать процесс, повысить учебную мотивацию и самостоятельность учащихся, – отметила Татьяна Ивановна.
Еще учитель занимается экспертной деятельностью. Она является экспертом муниципальной аттестационной комиссии, членом жюри школьных, муниципальных, региональных и всероссийских конкурсов. Работает в составе жюри межрегионального конкурса «Филологический турнир для детей с ограниченными возможностями здоровья». Также Татьяна Ивановна – общественный эксперт методических разработок педагогов Алтайского края и член предметной комиссии по проверке экзаменационных работ участников государственной итоговой аттестации.
Наставническая деятельность – еще одно направление работы педагога. Она является наставником студентов-практикантов и молодых педагогов в своей школе. В 2023 году Татьяна Ивановна участвовала в окружном воркшопе Ассоциации молодых учителей Алтайского края для молодых педагогов Бийского образовательного округа «Педагогический навигатор. Ступени роста», где презентовала опыт по теме «Русский язык. Расширяем границы».
На протяжении трех лет Татьяна Лутовинова активно повышает квалификацию и транслирует свой опыт, дает мастер-классы и презентует собственные методические разработки в профессиональном сообществе, на собственном персональном сайте, в печатных изданиях и в сети Интернет. Выступает на научно-практических семинарах и педагогических конференциях, участвует в работе КУМО учителей русского языка и литературы, в акциях и семинарах на федеральном, региональном и муниципальном уровне.
Среди достижений педагога – нагрудной знак «Почетный работник воспитания и просвещения Российской Федерации» и Почетная грамота Министерства просвещения Российской Федерации. Также Татьяна Лутовинова отмечена Почетной грамотой Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края, а за подготовку выпускников, набравших высокие баллы по результатам единого государственного экзамена – Почетной грамотой администрации Советского района. Премия имени Петра Аркадьевича Столыпина присуждена учителю за значительный вклад в социально-экономическое развитие сельских территорий Алтайского края. Еще педагог стала победителем краевого конкурса лучших педагогических работников, руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, победителем конкурса на соискание премии Губернатора Алтайского края имени С.П. Титова, а также призером Всероссийского профессионального конкурса «Лучший учитель родного языка и родной литературы».