Небольшая сельская школа в Третьяковском районе Алтайского края уже больше двух десятилетий реализует собственную программу «Малая Тимирязевка». Ученики не просто изучают биологию и химию — они сеют пшеницу, проводят исследования и пишут проекты, обеспечивают школьную столовую овощами с учебного участка.
Как работает внутришкольная образовательная агропрограмма – читайте в нашем материале.
Практика с пользой
Программа стартовала в Корболихинской школе, когда численность учеников превышала 300 человек. Теперь в школе 147 ребят, но проект по-прежнему живёт и развивается.
«Малая Тимирязевка» делится на две части. С ноября по март — теория: на внеурочных занятиях дети, к примеру, закладывают опыты, готовят проекты, планируют цветочные клумбы. С апреля начинается практика на пришкольном учебно-опытном участке площадью 30 соток. Заканчивается практика в октябре подготовкой к следующему сезону.
Продолжительность труда и отдыха строго зафиксированы в уставе. К работе на земле детей приучают уже с 4 класса. Участие — обязательное для всех. Руководитель программы, учитель биологии и химии Корболихинской школы, финалист престижного краевого конкурса «Учитель года Алтая-2025» Оксана Тарасова подчеркивает:
— Конечно, не все дети сначала хотят копаться в земле, но мы находим подход к каждому ребёнку. Показываем, как важен их вклад, объясняем, зачем это нужно. Есть ребята, которым всё это очень интересно, они трудолюбивые, любят землю. Не все станут агрономами, но знания и умения могут пригодиться и на собственном огороде.
Летом участок не остается без внимания — 15 педагогов дежурят по графику, подменяя друг друга на время отпусков.
Родители согласны, что детей надо приучать к труду и программу одобряют, потому что видят, как они меняются: делают грядки, высаживают рассаду, ухаживают за растениями и землей.


«Семена знаний»
Оксана Тарасова дает своим ученикам знания, применимые в жизни. Учебно-опытный участок – в помощь. На нем ученики закрепляют теорию.
— Проходя тему «Минеральные удобрения», ребята изучали признаки нехватки каких-либо веществ у растений – побурение, пожелтение или сворачивание листьев. А затем на участке распознавали по листьям, каких элементов не хватает растениям. Ученики с радостью сообщают мне: «Оксана Васильевна, листья побурели — не хватает фосфора!», — рассказывает учитель.
Другой пример: изучая на химии кислотность почвы (pH), ребята берут пробы на участке и с помощью оборудования центра «Точка роста» определяют её пригодность для разных культур: для одних растений она должна быть кислая, для других – нейтральная, кто-то любит щелочную.
Вокруг школы разбиты цветники, есть даже розарий. Летом дети собирают растения и сушат их с помощью сохранившегося с советских времен оборудования для гербариев. Потом с интересом разглядывают их на уроках, используют при выполнении лабораторных работ.

Исследования и проекты
Корболихинские школьники также получают знания, делая проекты и проводя предметные исследования.
Каждый год 5-7 учащихся реализуют мини-проекты. Как правило, они связаны с учебно-опытным участком. Педагог вспоминает яркие работы своих учеников:
— Темы проектов дети выбирают сами. Так, работая над темой «Влияние барботирования семян на рост и развитие растений», ребята, используя аквариумный компрессор, перед посевом замачивали семена моркови в воде, насыщенной кислородом, а потом наблюдали: какие изменения происходят, появятся ли раньше всходы, как вообще это влияет на урожайность моркови, ее рост и размер. Одна из учениц вырастила экзотический для Сибири арахис. Другая девочка изготовила для кабинета биологии «живые картины» из цветов – настенные панно. В прошлом году десятиклассница сделала несколько видов флорариумов.

Участок при школе делится на зоны: производственную, овощную и опытную. В отдельной опытной зоне 2 на 3 метра школьники занимаются сортоизучением. В этом году они исследуют сорт пшеницы «Алтайская 85» — его вывели алтайские ученые и назвали в честь юбилея края, который отмечался в 2022 году.
— Так как я не обладаю специальными знаниями, мы сотрудничаем с агрономом сельхозкооператива «Корболиха» Борисом Петровичем Скрипченко, который бесплатно консультирует наших ребят: как изучать сорт, определять урожайность пшеницы, какие у нее могут быть заболевания. Он тоже понимает: если детям это будет интересно, то они как молодые специалисты будут возвращаться в родное село после обучения. Детям с раннего возраста мы доносим мысль: «Хорошо быть юристом, но кто-то должен и на земле работать, растить хлеб — кормить страну», — говорит учитель.
Пшеница, кстати, у ребят взошла. Пока они ведут дневник фенологических наблюдений.
Оксана Васильевна убеждена, что в процессе такой работы ребенок получает практические навыки и много положительных эмоций. Когда дети сделают что-то своими руками, то и материал лучше запоминают, и знания у них остаются, говорит учитель.

От участка до стола
Раньше старшеклассники в составе «Ученической производственной бригады» выращивали на полях картофель и другие овощные культуры. Постепенно число старшеклассников сократилось, и работа бригады была приостановлена.
— Да, мы уже не выращиваем картофель на полях. Однако, учебно-опытного участка достаточно, чтобы полностью обеспечить школьную столовую овощами. Это снижает расходы на питание, а излишки урожая продаются — вырученные средства идут на закупку инвентаря и семян. Таким образом школьный огород приносит двойную пользу, — пояснила Оксана Васильевна.
Добиваться высоких результатов в возделывании овощей школе позволяет материальная база: хозяйственные помещения, сельхозинвентарь и даже трактор, выигранный школьниками в краевом конкурсе ученических производственных бригад. За рулем — школьный рабочий, который помогает им вспахивать землю, вывозить ботву.
Село зовет обратно
«Малая Тимирязевка» не просто пробуждает у школьников интерес к сельскому хозяйству, она вдохновляет на выбор профессии.
Выпускники программы нередко поступают на агрономические специальности в Алтайский государственный аграрный университет. Примечательно, что некоторые из них возвращаются в село.
Среди учеников Оксаны Тарасовой есть агрономы, медики. Три ее ученицы стали учителями биологии, работают в школах края. А трое парней занимают в местном сельхозкооперативе комбайнерские кресла.
— У нас было огромное село, колхоз-миллионер, — отмечает педагог. — Обидно, что сейчас молодёжь уезжает. Но когда кто-то из наших учеников возвращается или остается в родных местах, находит здесь свое призвание, — значит, всё что мы с коллегами делаем, не зря, нам удается воспитывать специалистов и просто хороших хозяев земли.
Оксана Васильевна не исключает, что со временем Корболихинская школа может подключиться к нацпроекту «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности» и создать агроклассы, тем более что потенциал у нее есть.
Светлана Химочка
Фото предоставила Оксана Тарасова.