Летняя педагогическая школа по функциональной грамотности «Учим для жизни» завершилась созданием регионального методического актива и окружных проектных команд.
В течение трех дней учителя и специалисты комитетов по образованию изучали концептуальные основы формирования функциональной грамотности, проектировали жизненные ситуации и учебные задачи, направленные на применение обучающимися знаний в реальных и смоделированных условиях.
Марина Кузнецова, ведущий научный сотрудник лаборатории начального общего образования Института стратегии развития образования (г. Москва):
— Это площадка для творчества педагогов и реализации методической креативной мысли, распространения практики учительской деятельности на широкую аудиторию. В разных аспектах мы рассматривали отдельные важные составляющие функциональной грамотности. Это, прежде всего, работа с информацией и решение задач, которые стоят перед ребятами за рамками школы. Мы пытались помочь педагогам и методистам Алтайского края сделать шаг от традиционных типичных заданий и материалов к функциональности.
Практическое применение полученных знаний педагоги продемонстрировали в ходе презентации своего опыта и методических приемов включения заданий по функциональной грамотности в урок и внеурочные занятия. Учителя погрузились в смоделированные ситуации с позиции ученика, выполняя задания по естественнонаучной грамотности с использованием нового учебного оборудования центров «Точка роста», решая ситуации кейс-чемпионата.
Елена Рутковская, старший научный сотрудник лаборатории социально-гуманитарного общего образования Института стратегии развития образования (г. Москва):
— Разговор о функциональной грамотности — это разговор о конечном результате школьного образования. Мы даем ребенку много знаний, формируем у него личностные, предметные и метапредметные результаты, и, в конце концов, он должен уметь применять в жизни все те знания и навыки, которыми его вооружили за время школьного обучения. Само собой так не происходит, поэтому учителям важно знать, как выстраивать системно работу в этом направлении.
Результатом летней школы стало создание регионального методического актива и окружных проектных команд по формированию функциональной грамотности, подготовка предложений в план муниципальных и окружных мероприятий в рамках предстоящего масштабного образовательного события 2024 года – Регионального фестиваля по функциональной грамотности.
Алтайский институт развития образования и Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования продолжат работу по методической поддержке учителей, а также консультирование по вопросам подготовки к Региональному чемпионату по функциональной грамотности.
— Сегодня мы видим конкретный результат летней школы — педагоги с новых сторон осмыслили методические подходы к формированию функциональной грамотности обучающихся. Очень важно учить школьников применять знания на каждом уроке и в новых ситуациях, моделируемых жизненных событиях. Именно это погружение позволяет поэтапно приближать обучающихся к решению комплексных задач, используемых для диагностики уровня сформированности функциональной грамотности. На летней школе педагоги предложили очень много интересных форм организации учебного процесса и наш совместный педагогический диалог будет продолжен. Эффекты летней педагогической школы будут проявляться в повышении качества образовательных результатов обучающихся, — уверена Татьяна Райских, замдиректора Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова. — И мы очень благодарны коллегам из московского Института стратегии развития образования за участие в нашем мероприятии и методическую помощь педагогам Алтайского края, — добавила она.
Девизом летней педагогической школы стали слова: «Учим для жизни! Учимся для жизни! Учимся всю жизнь!».
Организаторами Летней педагогической школы по функциональной грамотности являются Министерство образования и науки Алтайского края, Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова и Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования им. О.Р. Львова.