В Год педагога и наставника Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова рассказывает о наставнических парах образовательных организаций края.
За последние годы коллектив барнаульской школы № 125 пополнился молодыми кадрами. В их числе — Яна Арбакова. Четвертый год она работает учителем начальных классов.
— Когда передо мной встал вопрос, куда поступать, родственники сказали: «Ты же вечно всех учишь, иди в педагогический», — вспоминает Яна Сергеевна. — Мне захотелось быть чьей-то первой учительницей.
Наставником молодого специалиста стала Лилия Жихарева. Ее педагогический стаж составляет 33 года, из них 30 лет она посвятила школе № 125.
На первых порах молодой педагог задавала наставнику много вопросов. Они касались структуры урока и поддержания дисциплины первоклассников.
— Тяжело было работать первый год, так как в теории все просто, а на практике оказалось сложнее поддерживать дисциплину на уроке. У ребят она еще не сформировалась, им тоже было трудно, ведь они только-только из детского сада. Сама я достаточно мягкий человек, для меня важно было сохранить эмоциональное здоровье детей, я не хотела на них кричать. Постепенно я выстроила с учениками доверительные отношения, да и они привыкли к школьным правилам и учебному процессу. После этого работать стало намного проще, — поделилась Яна Арбакова.
Учителя посещали уроки друг друга. Наставник делилась с младшей коллегой своими наработками, делала незначительные корректировки ее занятий.
— Если мне, взрослому человеку, интересно присутствовать на ее уроках, то детям вдвойне. Яна Сергеевна без обид прислушивалась к моим советам. Сейчас она уже сама может быть наставником, — уверена Лилия Жихарева.
В 2021 году Яна Арбакова, тогда еще Чурилова, заняла третье место в муниципальном этапе конкурса «Педагогический дебют». Подготовиться к конкурсным испытаниям ей помогла наставник: вместе они разрабатывали урок и презентацию о лучших методах и навыках в профессиональной деятельности. По признанию Лилии Жихаревой, она переживала за наставляемую, как за свою дочь, верила, что у нее все получится. Педагог-наставник также отметила, что наставничество ей не в тягость, наоборот, молодой специалист дарит ей идеи, к примеру, как по-новому подать материал.
Кабинеты наставника и наставляемой находятся по соседству. У каждой из них есть классное руководство и много идей на двоих. Так, в октябре они организовали шахматный турнир между своими классами.
Будучи членом Ассоциации молодых педагогов города Барнаула, Яна Арбакова старается участвовать в различных мероприятиях, наращивая свои профессиональные знания и умения. А в стенах школы она продолжает взаимодействие с наставником.