Год педагога и наставника: живые истории

Доброй традицией в России стало указом Президента объявлять каждый год посвященным какому-либо событию или сфере общественной жизни. Годом педагога и наставника стал 2023 год, что подчеркивает особую значимость профессии учителя.

В Алтайском крае в рамках тематического года запланировано немало мероприятий для педагогов. Кроме того, во многих образовательных организациях сложились наставнические пары, их сотрудничество закреплено документально. В течение года Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова публикует материалы о людях, которые отдают свои время и силы детям и молодежи.

Проводник в профессию

Наставник — это человек, который отработал в профессии, как правило, не один десяток лет, а наставляемый делает в ней первые шаги.

Директор гимназии № 131 Барнаула Артём Семернинов назвал наставничество ни больше ни меньше как жизненной необходимостью для современной школы:

Приработается ли человек в школе, приживется ли, во многом зависит от наставника. Убрать некие шероховатости, подсказать, на чем акцентировать внимание, как избежать профессиональных ошибок – вот зачем он нужен.

Многие из наставников отмечают, что рады возможности передать умения и навыки другому педагогу.

— Возвращение к наставничеству — это возрождение очень хорошей традиции. Мне, как человеку за много лет работы накопившему большой опыт, хочется им поделиться, а молодым специалистам как раз требуется профессиональная поддержка, — сказала Татьяна Фёдорова, воспитатель барнаульского детского сада № 267.

Систему наставничества активно развивают и во многих организациях среднего профессионального образования края. В Алтайской академии гостеприимства много лет действует Школа начинающего педагога. Для адаптации молодых педагогов специальная программа дополнительного образования разработана в Барнаульском кооперативном техникуме.

Опытный педагог составляет план работы с подшефным, берет его под «свое крыло», оказывая методическую поддержку при подготовке к занятиям, помогая разобраться в организационных вопросах, делясь наработками, консультируя по вопросам составления документации, с которыми у молодых педагогов обычно возникают сложности.

Взаимопосещение уроков

Только пришедшие в школу педагоги охотно и с интересом посещают уроки старших коллег. Учитель биологии Чистюньской школы Топчихинского района Лариса Жидких делится опытом преподавания со своим наставляемым, учителем истории и обществознания Денисом Белобородовым.

Он смотрит мои уроки, я посещаю его занятия. Потом вместе их разбираем, я подсказываю ему, как улучшить учебно-воспитательный процесс, — рассказала наставник.

Лариса Жидких давала коллеге следующие наставления: если ребенка постоянно критиковать — он учится ненавидеть, если его высмеивать — становится замкнутым, если упрекать — будет жить с чувством вины, если подбадривать — поверит в себя, если хвалить — научится быть благородным, если быть с ним честным — вырастет справедливым, а если поддерживать — он будет ценить себя.

Лариса Жидких, Денис Белобородов

Взаимопосещение уроков практикуют Татьяна Матвеева и ее наставляемая Валерия Бурмистрова, учителя начальных классов Ремзаводской школы Павловского района.

— Наставник отмечает плюсы моих уроков, а если есть недочеты, объясняет, как их устранить. У меня были неправильно выстроены этапы урока, я поработала над этим, учтя рекомендации, и мои уроки стали намного лучше, — привела пример наставляемая.

«Год отработаешь, потом станет легче»

Неопытные педагоги бывают не готовы к плохому поведению учеников на уроках. Поэтому чаще всего они интересуются у наставника, как поддерживать дисциплину. Ведь от нее зависит качество получаемых ребятами знаний.

Сейчас у молодого географа из барнаульской школы № 54 Дмитрия Кочева хорошие отношения с учениками. Однако в первый год работы на его уроках «хромала» дисциплина. Из-за этого он даже хотел уволиться. В тот период его поддержала наставник Надежда Лысенко, и он остался работать в школе.

Надежда Константиновна заставила меня в себя поверить, научила правильно контактировать с детьми. Она сказала тогда: «Год отработаешь, потом станет легче», — вспоминает Дмитрий Кочев. — Так и вышло.

Надежда Лысенко, Дмитрий Кочев

В надежных руках

Наставническая пара из Михайловского лицея Михайловского района — учителя истории и обществознания Татьяна Руслова и Никита Сердцев сотрудничают с 2021 года. В работе этой пары рождались интересные идеи. Как-то они провели совместный урок истории, посвященный реформам Петра I. Один учитель рассказывал восьмиклассникам про положительные стороны реформ императора, а другой про отрицательные.

Наставник обогащает меня методически. Я подсмотрел у нее прием, который позволяет вовлечь в работу на уроке всех учеников. Она также давала рекомендации по подготовке к открытому уроку,делится Никита Сердцев. — Кроме этого, Татьяна Сергеевна помогла социализироваться в коллективе. Сам я выпускник лицея, и поначалу мне было непросто общаться со своими бывшими учителями как с коллегами.

Татьяна Руслова, Никита Сердцев

Другой пример. В барнаульской школе № 72 поселка Научный городок сформированы три наставнические пары. В их числе Галина Егиазарян и ее наставляемая Ванесса Курц, учителя начальных классов.

В начале педагогического пути молодому педагогу было сложно сохранять дисциплину в классе, поэтому на своих уроках я ей показывала, как удерживаю внимание детей, — рассказала наставник. — Еще помогла составить план проведения родительского собрания, делилась, как подготовить младшеклассников к олимпиадам.

Нетипичная пара

Участники этой наставнической пары работают вместе не как учителя-предметники. Татьяна Сафатова — выпускница Ключевской школы № 2 Ключевского района. Сейчас она преподает в этой же школе английский язык и является советником директора по воспитанию и взаимодействию с общественными объединениями. Как у педагога-организатора у нее есть наставник — ее бывший учитель, заместитель директора по воспитательной работе Наталья Шульженко.

Наталья Шульженко, Татьяна Сафатова

Пара активно сотрудничала весь прошедший учебный год. За это время Татьяна Сафатова организовала спортивное мероприятие, концерт-поздравление для коллег-учителей, выпускные балы, последний звонок и другие активности. По словам наставляемой, мероприятие за мероприятием ей становилось проще и понятнее работать, так как наставник давала мудрые советы и подсказки.

Педагоги учатся всю жизнь

Нынешнее поколение педагогов креативно, умеет использовать в обучении информационно-коммуникационные технологии, и учит этому старших коллег.

Галина Егиазарян, к примеру, отмечает, что ее наставляемая лучше нее знает, как сделать урок интереснее, используя цифровые образовательные ресурсы. Даже дипломная работа девушки была посвящена робототехнике. А Никита Сердцев научил Татьяну Руслову проводить срез знаний учеников в сервисе для интерактивных вопросов.

То, что обмен знаниями и навыками в парах взаимен, подтверждает и преподаватель направления «Организация перевозок и управление на транспорте» Алтайского государственного колледжа Дарья Бородович. Она наставляет сразу трех коллег, в прошлом ее же студенток. Теперь они сами погружают ребят в азы профмастерства под руководством наставника, а ей помогли внедрить в практику интернет-сервисы для работы с учащимися.

Дарья Бородович с наставляемыми

Равнение на наставников

Наставники имеют за плечами багаж знаний, практического опыта и достижений. Своим примером они мотивируют наставляемых на собственные стремления и свершения. Вместе они выступают на конференциях, посещают форумы, повышают квалификацию, участвуют в профессиональных конкурсах и других образовательных событиях.

Год педагога и наставника открыл нам имена людей ярких, талантливых. Это, например, директор гимназии № 131 Барнаула Артем Семернинов и наставляемый Владимир Гадеев, оба преподают иностранный язык в гимназии№ 131 Барнаула. Как рассказал молодой педагог, наставник помог ему быстро адаптироваться и понять, как устроены все школьные процессы. На счету учительского тандема уже две победы в краевых конкурсах «Педагогический дебют», «Молодой педагог + наставник». Вместе они выступают на площадках, посвященных наставничеству, показывая мастер-класс «Научить детей читать по-французски».

Артем Семернинов, Владимир Гадеев

Опираясь на опыт наставника Юлии Фатуевой, учитель биологии школы № 2 Заринска Алина Рожкова за два года добилась успехов в профессии. Она стала лауреатом номинации «Педагогический дебют-2023» конкурса «Учитель года Алтая». Ее ученики тоже занимают призовые места, участвуя в конкурсах, олимпиадах, экологических акциях и активностях, и сама она награждена благодарственным письмом школы за развитие экологического движения.

Министр образования и науки Алтайского края Светлана Говорухина и Алина Рожкова

Случаи, когда наставническая пара распадается, редки. Мы столкнулись с этим единожды: недолго проработав, молодой воспитатель уволилась из детского сада. Про таких обычно говорят: «Попала не в свою колею». За ее наставником закрепили другого специалиста и пара в новом составе начала успешное взаимодействие.

Начинающим педагогам важно знать, что в коллективе есть человек, к которому можно обратиться за советом. Каждый из наставляемых, с которым мы пообщались, с благодарностью отзывался о своем наставнике.

Преподаватель Алтайской академии гостеприимства Кира Головченко:

В педагогике я совсем недавно, но благодаря Наталье Викторовне Государевой поняла, что, наверное, это дело моей жизни. Мы ведем активную деятельность: помимо урочной работы, у нас много внеурочных инициатив. Я получаю удовольствие от работы.

Чем привлекает профессия педагога?

Кто-то из героев наших публикаций мечтал о ней с самого детства, кто-то пошел по стопам или советам родственников, а в ком-то учителя разглядели задатки будущего педагога и ориентировали на профессию.

Российские абитуриенты стали чаще выбирать профессию педагога. Выступая на панельной дискуссии V Всероссийского молодежного форума «Дигория» в июле этого года, министр просвещения России Сергей Кравцов отметил:

Ежемесячно классные руководители получают выплаты по пять тысяч рублей, средняя заработная плата учителя в большинстве регионов соответствует средней заработной плате по экономике, действуют льготы, компенсационные и стимулирующие выплаты. И мы видим, что у нас высокий спрос на поступление в педагогические вузы.

В Алтайском крае поддерживают талантливых педагогов и наставников. По инициативе Губернатора Виктора Томенко введена новая премия педагогам, имеющим значительные заслуги в области наставничества и распространения инновационных методов обучения. Уже ко Дню учителя денежное поощрение в размере 300 тысяч рублей выплатят 20 педагогам. В Положение об оплате труда с начала 2022-23 учебного года введена регулярная оплата за наставничество. Молодым специалистам гарантируются единовременные подъемные выплаты и увеличение оклада в первые три года работы. Педагоги также могут принять участие в новом конкурсе лучших наставников и действующем уже несколько лет конкурсе «Молодой педагог + наставник».

Справка

По данным регионального Минобрнауки, в 2022/23 учебном году в крае целевой моделью наставничества было охвачено 2660 педагогических работников, испытывающих необходимость в поддержке и сопровождении в форме наставничества, из них 1693 — педагоги в возрасте до 35 лет со стажем работы до трех лет.

Светлана Химочка

С этим читают