Как финансовую грамотность внедряют в школьный учебный процесс

Автор Юлия Неволина

Еще в прошлом году часть школ Барнаула включилась в апробацию Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения. С сентября 2022 года он стал обязательным для всех. В числе новшеств, которые он предписывает, – включение в образовательный процесс элементов финансовой грамотности.

Не отдельный предмет

В Алтайском крае опыт внедрения курсов финансовой грамотности в школы наработан – Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова практикует такую деятельность с 2015 года.

— На тот момент каждая заинтересованная образовательная организация была вправе самостоятельно выбирать способ внедрения финансовой грамотности в свою деятельность в зависимости от собственных ресурсов и возможностей, – рассказывает руководитель Барнаульского межрегионального методического центра по финансовой грамотности АИРО Мария Блок. — Это могла быть программа воспитания, курс внеурочной деятельности или отдельные тематические мероприятия, организованные, например, в рамках Всероссийской недели сбережений или Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи. Сегодня элементы финансовой грамотности отражены в требованиях к предметным результатам ФГОС и включены в перечень заданий итоговой аттестации. Реализация новых стандартов позволит ребятам быть успешными в самостоятельной жизни и принимать рациональные финансовые решения при планировании собственного бюджета. С 1 сентября этого года абсолютно все общеобразовательные организации обязаны включать финансовую грамотность в свои учебные программы в соответствии с требованиями новых ФГОС.

Но это не предполагает введение дополнительного предмета. Вопросы финансовой грамотности теперь включены в предметные программы. В начальной школе это математика и окружающий мир, в среднем и старшем звене – математика, обществознание, география, ОБЖ, информатика.

— На самом деле ее элементы можно включить в любую предметную область, — считает Мария Блок. – То есть, не меняя самого содержания урока – учитель не может себе позволить отойти от авторской программы — мы меняем подход к его проведению. В помощь учителю на сегодня сформирован комплекс методических материалов для включения вопросов финансовой грамотности в различные предметы. Они доступны педагогам на сайте РосУчебника и образовательном портале ПАКК.

Для многих барнаульских педагогов финансовая грамотность – уже привычное явление. С 2016 года АИРО обеспечивает повышение квалификации учителей-предметников, преподавателей СПО, специалистов центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, и учреждений дополнительного образования. Впоследствии они проводят для детей челленджи, игротеки, финансовые и коммуникативные бои, турниры и чемпионаты, организуют работу кружков и клубов, создают объединения волонтеров финансовой грамотности. Эта форма работы остается актуальной и в рамках новых ФГОС.

— В нашем институте создана Лаборатория экономической педагогики, задачи которой заключаются в организации методического, информационного и консультационного сопровождения педагогов в проведении различных мероприятий по финансовой грамотности, – продолжает Мария Блок. – Мы проводим региональные конкурсы для детей и педагогов, выездные проектные школы детско-взрослого взаимодействия по финансовой грамотности. Специалисты лаборатории разработали тематические игровые наборы для всех возрастов – от дошкольников до старшеклассников и студентов колледжей. Мы их предоставляем образовательным организациям, проявляющим наибольшую активность в реализации курсов и программ по финансовой грамотности.

Системная работа

В числе образовательных организаций, которые одни из первых стали реализовывать финансовую грамотность — школа № 132 им. Н.М. Малахова.

— В 2015 году нам предложили уже разработанные пособия, которые мы с удовольствием взяли в работу, – рассказывает директор школы № 132 Инна Борисенко. – Это были целые комплекты, включающие методические рекомендации для учителя, рабочие тетради для детей и даже для родителей. Тогда шла их апробация. Мы с педагогами в ходе занятий выясняли, какие темы наиболее удачны, а какие еще надо доработать.

Разумеется, предварительно учителя проходили курсы, организованные АИРО, ведь до этого о финансовой грамотности в школах не говорили вообще. Им необходимо было понять, как именно работать с новым компонентом.

Постепенно школа росла, стала внедрять элементы финансовой грамотности и в среднее звено. К моменту введения новых ФГОС такая работа была налажена фактически со всеми возрастами ребят в самых разных, в том числе и нестандартных, форматах. Так, учащиеся профильных социально-экономических классов неоднократно получали возможность напрямую пообщаться с министром финансов Алтайского края, получить уроки от преподавателей Всероссийского заочного финансово-экономического института, посетить действующие банки с экскурсиями.

 — Теперь, когда на высшем уровне поняли, что финансовая грамотность – это нужно и важно, ее сделали одной из обязательных составляющих урочной деятельности, – говорит Инна Борисенко. – В помощь учителю – материалы, разработанные финансовыми институтами всех уровней под разные темы уроков, они доступны онлайн. Буквально на прошлой неделе был опубликован перечень учебных тематических пособий разных авторов, в том числе и коллектива АИРО.

Системная деятельность дает свои результаты. Так, защищая проектные работы по темам, связанным с финансовой грамотностью, учащиеся школы № 132 нередко удивляют даже самых опытных педагогов.

 — Несколько раз не удержалась и спрашивала у ребят, а знают ли их родители, насколько глубоко они разбираются в теме, – вспоминает Инна Викторовна. – Некоторые отвечали, что даже дают взрослым советы, каким образом планировать семейный бюджет и куда вкладывать деньги. Один мальчик вообще сказал, что помогает сформировать инвестиционный портфель для своей семьи. Но все это – результат работы не одного года. Такие дети начали изучать финансовую грамотность еще в начальных классах.

Сегодня педагоги школы активно делятся опытом по внедрению финансовой грамотности в учебный процесс в разных классах с коллегами. Так, в прошлом году они представляли его на тематических круглых столах на краевой и федеральном уровнях.

Материал «Новая составляющая» опубликован в газете «Вечерний Барнаул» № 167 (5645) от 11.11.2022 на 13 странице.

С этим читают