На форсайт-сессии рассмотрели решения, принятые при введении обновленных ФГОС в Алтайском крае 

20 октября 2022 года в Барнауле на площадке Алтайского института цифровых технологий и оценки качества образования им. О.Р. Львова состоялся межрегиональный семинар-совещание «Тенденции и векторы развития общего образования». На нем обсудили ключевые вопросы, связанные с введением обновленных федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Мероприятие прошло с участием представителей органов исполнительной власти СФО, региональных институтов развития образования, руководителей органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, специалистов органов местного самоуправления, курирующих вопросы общего образования, методистов муниципальных методических служб, руководителей районных и школьных методических объединений, руководителей школ, педагогов.

К участникам обратился заместитель Председателя Правительства Алтайского края Игорь Степаненко:

— Важность события невозможно переоценить. Мы очень рады, что на территории Алтайского края, по большому счету, присутствуют представители всего Сибирского федерального округа. Нашу совместную деятельность сегодня будут оценивать эксперты высочайшего уровня.

По словам Игоря Степаненко, объявление 2023 года Годом педагога и наставника еще раз подтверждает понимание важности подходов и решений в отношении образовательных учреждений, непосредственно влияющих на будущее страны. От имени Губернатора он поблагодарил руководителей и педагогов за проделанную плодотворную работу.

Во вступительном слове директор Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Максим Костенко сообщил, что серия подобных встреч в федеральных округах с руководителями органов исполнительной власти и представителями учебных учреждений проводится по поручению Министра просвещения Сергея Кравцова, и добавил:

Мы стоим на пороге перемен, поскольку начинаем не только внедрять обновленные ФГОС, но и разрабатывать новую нормативную базу, которую будем использовать в последующем. До 1 января 2023 года будут утверждены федеральные основные образовательные программы для начальной, основной и старшей школы. Надеемся, опыт регионов по внедрению обновленных ФГОС и способы решения затруднений, которые сегодня представят, будут полезны. Значимой является и работа над проектом «Разговоры о важном». После каждого занятия растет число положительных отзывов, подтверждающих бессмысленность возникавших в СМИ сомнений.

В рамках семинара-совещания прошла форсайт-сессия «Региональные решения при введении обновленных ФГОС». Ее модерировала директор АИРО Марина Дюбенкова.

Алтайский край, как и другие регионы, в прошлом году начал активную работу по внедрению обновленных стандартов в школах. Участие в апробации обновленных ФГОС начального и основного общего образования приняли 200 школ края. Спикеры из Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова и школ рассмотрели региональные особенности этого процесса и задачи, которые требовали новых и быстрых решений. В их числе поиск эффективных решений по организации методического сопровождения; организация массового ускоренного обучения руководителей школ и педагогов; создание единого образовательного инфраструктурного пространства в соответствии с обновленными стандартами и подготовка пакета документов, включая разработку рабочих программ; модернизация системы воспитания в соответствии с обновленными ФГОС и работа с родителями.

Заместитель директора АИРО по научной и инновационной работе Татьяна Райских рассказала о решениях, которые позволили построить индивидуальные образовательные маршруты и оказать оперативную и адресную методическую помощь педагогам Алтайского края. Проделана следующая работа: на всех уровнях обучены руководящие и педагогические работники, специалисты; при поддержке Минобра региона прошли проектные и выездные методические семинары в семи образовательных округах; организовано повышение квалификации педагогов и их непрерывное методическое сопровождение по широкому спектру вопросов; реализованы возможности проекта «Мобильная сеть учителей математики Алтайского края», обобщен и распространен опыт школ по реализации обновленных ФГОС НОО и ООО, использования нового учебного оборудования.

Директор школы № 53 г. Барнаула Юлия Галкина акцентировала внимание на процессе воспитания школьников. Она подчеркнула полезность патриотического, трудового и других направлений воспитания. Кроме этого, она сказала о популярности контента проекта «Разговоры о важном» и ценности проекта «Школа Министерства просвещения», а также отметила важность роли советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Информацией об использовании на практике онлайн-конструктора рабочих программ, разработанного Институтом стратегии развития образования Российской академии образования, поделилась директор лицея № 8 г. Новоалтайска, председатель Губернаторского клуба учителей новаторов Наталья Ерохина. По ее словам, онлайн-конструктор — это первый реальный механизм, который позволил значительно снизить бумажную нагрузку на учителя. Директор также рассказала об организации практических занятий для учителей, содержании портала единого содержания общего образования, создании образовательной среды и внедрении современных информационных технологий.

Опыт информационно-разъяснительной работы с родителями на тему обновленных ФГОС представил директор школы № 137 г. Барнаула Павел Алмаев. В образовательном учреждении проводили общешкольное родительское собрание, классные родительские собрания, еженедельные личные приемы родителей по вопросам введения обновленных ФГОС, публиковали специальные материалы на сайте школы, размещали посты в ее социальной сети и мессенджерах, провели анкетирование родителей, чтобы выяснить их отношение к нововведениям.

В конце мероприятия желающие поделились опытом внедрения обновленных стандартов в своих школах.

И.о. директора Института стратегии развития образования РАО Татьяна Суханова положительно оценила опыт Алтайского края по внедрению обновленных ФГОС, отметив, что работа в данном направлении была выстроена достойно.

Марина Дюбенкова поблагодарила директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Максима Костенко и директора Федерального института оценки качества образования Сергея Станченко за оказанное содействие в работе по внедрению обновленных стандартов в регионе. Также она выразила слова благодарности в адрес Института стратегии развития образования РАО, Академии Минпросвещения России за качественную методическую помощь, позволяющую очень четко осмыслить ключевые задачи и механизмы выстраивания единого содержания общего образования.

Мы разработали региональные решения с доказанной эффективностью и теперь с уверенностью говорим, что готовы к внедрению стандартов среднего образования, — подытожила Марина Дюбенкова.

Участники форсайт-сессии имели возможность ознакомиться с научными достижениями и методическими материалами образовательных организаций: АИРО им. А.М. Топорова, АИЦТиОКО им. О.Р. Львова, Барнаульского государственного педагогического колледжа им. В.К. Штильке, детского технопарка Алтайского края «Кванториум.22», регионального центра «Талант22», центра цифрового развития «IT-Куб» и Дома научной коллаборации им. В.И. Верещагина (АлтГУ).

С этим читают