На форуме в Алтайском крае обсудили реализацию государственной национальной политики в сфере образования

С 26 по 28 сентября 2023 года в Барнауле проходил II Региональный форум «Гражданское единство и этнокультурное развитие: контуры государственной национальной политики». Его организовал Дом народов Алтайского края с целью обмена опытом и повышения компетенций в решении практических задач сферы государственной национальной политики.

Участниками регионального форума стали более 70 человек. С приветственными словами к ним обратились временно исполняющий обязанности заместителя Председателя Правительства Алтайского края — руководителя Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края, председатель Совета по вопросам реализации государственной национальной политики Виталий Снесарь, советник Дома народов России Мехрибан Садыгова, ректор АлтГУ Сергей Бочаров.

На мероприятии рассматривался широкий спектр вопросов, связанных с реализацией Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации и гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, укрепления единства российской нации и этнокультурного развития региона.

Ключевыми темами, поднятыми на форуме, стали сохранение и поддержка русского языка как государственного языка России и языков ее народов, проживающих в Алтайском крае, социализация и психологическая адаптация несовершеннолетних иностранных граждан.

Директор Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова Марина Дюбенкова рассказала, как институт в партнерстве с другими структурами и ведомствами работает по утвержденному Правительством Алтайского края плану мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации:

Вопросы реализации государственной национальной политики, патриотического просвещения учащихся, сохранения языкового разнообразия России стоят очень остро. В Алтайском крае по этой теме накоплен богатый опыт, разработаны различные программы, планы, проводятся многочисленные мероприятия. Так, мы проводим мероприятия по сохранению русского языка, которые тщательно планируем, подбираем современное содержание, апробируем новые технологии, формы, методы и методики работы. Огромное внимание уделяем воспитанию традиционных духовно-нравственных ценностей у детей. Для этого проводим фестивали, конференции, ассамблеи, круглые столы, мастер-классы, семинары. Снискали особую популярность наши летние филологические школы. Все образовательные события проходят при полном аншлаге, на высоком эмоциональном уровне. Считаем, это говорит об их значимости и качественном содержании.

На форуме также выступила заместитель директора по учебно-методической работе АИРО Алла Елютина. Она обратила внимание, что число несовершеннолетних иностранцев, получающих образование в России, с 2021 года выросло на 74 135 человек, из них 77% не владеют или слабо владеют русским языком. По данным Минобрнауки Алтайского края, в регионе по состоянию на сентябрь текущего года обучается 851 школьник-иностранный гражданин. Статистика говорит, что эти обучающиеся приехали из Таджикистана (50%), Казахстана (25%), Узбекистана (8%), Кыргызстана (7%).

Замдиректора проинформировала об инициативах, нововведениях и проектах в сфере образования, которые стартовали с 1 сентября 2023 года. Одно из нововведений — обязательная диагностика на знание русского языка детей мигрантов. На портале «Единое содержание общего образования» уже размещены диагностические материалы для детей, не владеющих и слабо владеющих русским языком. Спикер подчеркнула, что школам передана инициатива по организации обучения детей, плохо говорящих на русском языке. В помощь педагогам на федеральном уровне разработаны «Методические и дидактические материалы для работы с детьми, испытывающими трудности при изучении русского языка».

По мнению Аллы Елютиной, новый порядок осуществления образовательной деятельности влечет за собой необходимость выстраивания организационно-методического сопровождения педагогов, которые сталкиваются с проблемами, обучая детей, испытывающих трудности при изучении русского языка.

В процессе такого сопровождения важно вовлекать педагогов в совместную деятельность, диалог, обмен мнениями и опытом внутри педагогического сообщества. В Алтайском институте развития образования работает проектная команда, которая занимается вопросами социализации и психологической адаптации несовершеннолетних иностранных граждан, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования. Утверждена дорожная карта мероприятий. Она включает аналитическую и информационную работу, повышение профессионального мастерства педагогов, их консультирование, — перечислила формы взаимодействия с педагогами края представитель института.

Программа форума была насыщенной. Участники увидели коллекцию традиционных костюмов народов, проживающих на территории региона, познакомились с выставкой «Вышитая карта Алтайского края», проектом по сохранению духовных кантов «Горлица», посетили общественную организацию «Союз армян Алтайского края».

С этим читают