Сразу три практики в сфере образования Алтайского края, разработанные и реализуемые при активном участии специалистов Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова, внесены в каталог практик Агентства стратегических инициатив «Смартека». Подробно о каждом проекте можно прочитать на сайте «Смартеки». Это титовское движение «Наставник для сельской школы», волонтерское движение школьников и студентов по финансовой грамотности и конкурс школьных инициатив «Я считаю». Внесение в этот список значимо и престижно для региона, отражает долгосрочность проектов, системную и целенаправленную работу по данному направлению.
— Титовское движение — полностью добровольческая инициатива, активность педагогов постоянно поддерживает Клуб учителей-титовцев, а наш институт занимается научным консультированием и методическим сопровождением его деятельности, — рассказала декан факультета управления развитием образования Елена Дронова. — Движение титовцев действует в крае с 2007 года, когда мы стали сотрудничать с ними, то увидели, что под эгидой клуба реализуются самые разные проекты: «Крылья профессии», «Эстафета просветительства», «Титовские сплавы» и другие, и все они так или иначе связаны нитью наставничества. Возникла идея методического оформления этих практик, начиная от конкурса на присуждение премии имени Титова, который ежегодно проходит на базе АИРО, чтобы идея наставничества, которая прослеживается в разных проектах, была аккумулирована в рамках единой практики, что позволяет тиражировать этот ценный опыт и в крае, и за пределами региона.
По словам руководителя Барнаульского методического центра по финансовой грамотности Марии Блок, в 2019 – 2020 годах был реализован проект по разработке и апробации внедрения системы вовлечения школьников и студентов в волонтерскую деятельность по финансовой грамотности, который позволил задать новый вектор развития финграмотности в нашем регионе. Этот проект и стал основой активно развивающегося сейчас движения волонтеров.
— В процессе реализации проекта «Кадры будущего для регионов» мы познакомились с эффективными формами вовлечения школьников в проектную деятельность. У нас уже был опыт работы с волонтерскими отрядами по финансовой грамотности, и мы увидели возможность расширить направления деятельности волонтеров. Мы неоднократно презентовали наш опыт на всероссийских конференциях и семинарах и после одного из них представители АСИ предложили нам масштабировать практику волонтерского движения и разместить ее на платформе «Смартека», — также рассказала заведующая лабораторией экономической педагогики АИРО Наталья Колпакова.
Ежегодный грантовый конкурс школьных инициатив «Я считаю» проводится в регионе с 2019 года, он направлен на повышение финансовой и бюджетной грамотности, гражданской активности школьников 9 — 11 классов и 8 классов малокомплектных школ, на реализацию новых идей по обустройству школьной инфраструктуры и вовлечение старшеклассников в улучшение учебно-воспитательного процесса. Оператор конкурса — Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова, непосредственно в организации конкурса участвует Лаборатория экономической педагогики АИРО. Грант предоставляется на финансовое обеспечение затрат, направленных на развитие или создание объектов школьной инфраструктуры. За три года количество поданных на конкурс заявок выросло с 31 до 127, а число муниципалитетов – участников — с 25 до 39. Количество школ, получивших гранты, выросло с 17 до 94, а общий объем выделенных на эти цели из краевого бюджета средств — с 6,3 млн рублей до 31,5 млн рублей.