Прошло пленарное заседание всероссийского семинара по наставничеству

Программу двухдневного всероссийского семинара по наставничеству, которую открыла тематическая выставка, продолжило пленарное заседание, в нем приняли участие представители 55 регионов России.

С приветственным словом выступили заместитель министра образования и науки Алтайского края Лариса Терновая и заместитель директора департамента подготовки, профессионального развития и социального обеспечения педагогических работников Министерства просвещения РФ Александр Калягин.

Лариса Терновая отметила, что семинар — значимое событие для системы образования Алтайского края. Она подчеркнула, что наставничество — эффективный метод подготовки и адаптации педагогических работников, а лучшие практики наставничества создаются в педагогических вузах края. Заместитель министра также обратила внимание на важность работы сетевых сообществ и проектов, способствующих реализации наставнических практик.

Александр Калягин пожелал участникам семинара продуктивной работы и отметил, что в педагогической практике наставничество имеет давние традиции, а сейчас институт наставничества возрождается и восстанавливается на государственном уровне. Как рассказал Александр Калягин, по данным мониторинга 2021 года система наставничества внедрена в той или иной степени почти во всех регионах РФ. Также внесены изменения в порядок аттестации педагогов (появились новые категории «педагог-методист» и «педагог-наставник»).

Доклад на тему «Наставничество в системе методического сопровождения педагога: современные подходы и перспективы» представила руководитель Федерального методического центра Академии Минпросвещения России Альбина Бучек. Она рассказала об основных целях и задачах наставничества, инструментах его реализации, категориях педагогов, которые больше всего нуждаются в наставническом сопровождении, требованиях к научно-методическому сопровождению наставничества.

О реализации региональной модели наставничества в образовательных организациях Алтайского края участников пленарного заседания проинформировала ректор АГГПУ им. В.М. Шукшина Людмила Мокрецова. Спикер отметила, что сейчас это самое популярное направление в развитии образования и отметила специфику Алтайского края:
— Это явление успешно развивается в системе образования края не одно десятилетие, в регионе накоплено огромное разнообразие практик, форм и технологий наставничества. Особенность нашей модели в том, что она ориентирована на потребности каждого конкретного педагога.

Людмила Мокрецова рассказала об уникальных инициативах в этом направлении: ежегодной губернаторской премии им. С.П. Титова для сельских учителей — просветителей и наставников; развитии титовского движения и проектах «Эстафета просветительства» и «Образовательный экспресс»; о поощрении наставнической деятельности в регионе на всех уровнях; конкурсе «Молодой педагог + наставник», «Университете молодых педагогов», «Летней школе молодых педагогов», «Школе наставничества», создании «Центра педагогического наставничества» и других проектах и инициативах.

Опыт внедрения системы наставничества педагогических работников в Ульяновской области и правовом обеспечении этого процесса представила заместитель директора Института развития образования Ульяновской области Тамара Ашлапова. Она подчеркнула, что формирование системы наставничества в образовательных организациях — условие профессионального роста педагогических работников.
— Деятельность педагогов-наставников на школьном уровне — это 50% общего объема времени, — отметила она важность сохранения и трансляции опыта наставничества. Тамара Ашлапова рассказала о нормативно-правовом обеспечении деятельности педагогов-наставников, реализации региональных проектов «Школа наставников», «Мобильный наставник», «Ассоциация педагогов-наставников» и других), ежегодном региональном съезде наставников.

Заместитель председателя Общероссийского профсоюза образования Татьяна Куприянова представила доклад о взаимодействии региональных профсоюзных организаций с органами госуправления в сфере образования по вопросам внедрения системы наставничества. Она рассказала о региональных отраслевых соглашениях, которые определяют реализацию модели наставничества в регионах и критериях оценки эффективности реализации модели наставничества.
— Внедрение наставничества еще только разворачивается и требует планомерной поддержки на всех уровнях работы, — отметила Татьяна Куприянова.

Справка:
4 и 5 августа 2022 года в Барнауле и селе Налобиха Косихинского района проходит всероссийский информационно-методический семинар «Внедрение целевой модели наставничества педагогических работников образовательных организаций». Организаторы семинара — Академия Минпросвещения РФ и АИРО им. А.М. Топорова. Мероприятия семинара проходят на площадках концертного зала «Сибирь», АИРО им. А.М. Топорова, педагогического технопарка «Кванториум» АлтГПУ и Налобихинской школы им. А.И. Скурлатова.

С этим читают