Роль русского языка в формировании российской идентичности — главная тема образовательного форума

14 сентября 2023 года в Алтайском институте развития образования им. А.М. Топорова начал работу образовательный форум, посвященный проблемам государственной языковой политики, вопросам преподавания родных языков, совершенствованию норм и условий функционирования и развития русского языка как государственного языка Российской Федерации. Форум собрал порядка 100 человек, также зафиксировано 55 подключений к трансляции.

С приветственным словом к участникам обратилась заместитель директора АИРО Ольга Плешкова. Она отметила, что форум направлен на укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, а также подчеркнула, что команда института вместе с партнерами не первый год проводит подобные мероприятия.

Как отметила в онлайн-обращении проректор по научно-методической работе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай Айжан Иркитова, педагогические практики, представленные на форуме, будут востребованы среди учителей русского языка и литературы Республики Алтай.

Пленарную часть открыл доклад заведующего кафедрой гуманитарного образования АИРО Ольги Староселец. Она рассказала, как в образовательных организациях формируют российскую идентичность у подрастающего поколения. Эту задачу, по ее словам, в России решают через реализацию приоритетных направлений, указанных в Стратегиях государственной национальной и культурной политики. Завкафедрой добавила, что гражданская российская идентичность формируется на уроках истории, обществознания, литературы, а также через реализацию федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», просветительских проектов «Без срока давности», «Разговоры о важном» и другие.

Государством созданы все условия для формирования единого российского образовательного пространства. Даны все инструменты для воспитания гражданина-патриота. Проблемы, с которыми мы сталкиваемся, преодолимы. Начинать, наверное, надо с осознания своей миссии педагога. Задачу воспитания подрастающего поколения все-таки стоит разделять с родителями школьников, их семьей. А примером гражданственности, примером для подражания должен стать учитель, — заключила Ольга Староселец.

Свой взгляд на формирование языковой идентичности современного школьника представила заведующий кафедрой теории и практики журналистики АлтГУ Елена Лукашевич. Она акцентировала внимание на федеральной рабочей программе среднего общего образования «Русский язык» для старшеклассников – будущих абитуриентов, студентов вузов. Содержание программы, по ее мнению, отвечает целям формирования языковой идентичности. Как представитель высшей школы она выразила общее мнение коллег, обратив внимание учителей на необходимость повышения уровня речевой культуры учащихся.

Учитель начальных классов барнаульской школы № 70 Надежда Головачёва представила авторскую педагогическую практику «Русь далекая, Русь глубинная!», с которой в этом году она победила во Всероссийской просветительской экспедиции «от Учителя к Ученому. Дорогами гражданственности» президентской платформы «Россия – страна возможностей».

Эта практика предполагает знакомство школьников с историей и культурой нашей страны через интеграцию учебной и внеучебной деятельности. Со мной сотрудничают 20 педагогов нашей школы и партнеры. В процесс включена примерно половина учащихся нашей школы. На уровне начального образования детей курирует педагог совместно с родителями учеников, а на уровне основного образования дети становятся бойцами профильных отрядов — педагогического, волонтёрского, поискового и экологического, пояснила автор-руководитель практики.

Российскую идентичность формируют и в детских садах, сохраняя при этом национальную идентичность детей-мигрантов. Какие подходы к организации речевой среды существуют в дошкольном образовательном учреждении, рассказала заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования АИРО Ольга Меремьянина:

Детей-мигрантов в детских садах становится больше. Это переселенцы из Казахстана, Татарстана, Башкортостана, и особенно много воспитанников сейчас из Луганска и Донецка. Замечено, что в играх со сверстниками ребенок-мигрант начинает быстрее осваивать неродной язык и преодолевать языковой барьер. Овладеть русским языком детям-мигрантам также помогает педагог, а еще детские художественные произведения, визуальная дидактика и мультфильмы, которые он им демонстрирует.

После пленарной части участники форума продолжили работу на четырех площадках, три из них прошли в АИРО. Учитель начальных классов барнаульской школы № 70 Надежда Головачева провела мастер-класс, показав, как организовать работу над индивидуальным проектом в начальной школе. На другой площадке заведующий кафедрой русского языка как иностранного АГМУ Ирина Шестухина с коллегой продемонстрировали методику работы с текстом, уделили внимание теме влияния родного языка на изучение русского языка как иностранного, а также затронули творчество поэта Расула Гамзатова. На третьей площадке кафедра дошкольного и начального общего образования АИРО представила опыт организации работы с детьми-мигрантами и их родителями в дошкольной образовательной организации. Педагоги смотрели видеоролики занятий и межнациональных праздников в детском саду, рассматривали игровые макеты и знакомились с методическими материалами, в том числе с адаптационными картами для работы с детьми-мигрантами. Четвертая площадка работала на базе барнаульской школы № 59. Руководитель учебно-аналитического отдела школы Ирина Филиппова раскрыла методы межпредметного взаимодействия в формировании российской идентичности.

В рамках форума юные артисты театральной студии «Праздник» показали межпоколенческий дискурс – спектакль «Принцесс воспитывает королева» о сложностях отношений родителей и детей.

Про второй день форума читайте здесь.

С этим читают