«Школа Минпросвещения России»: в Алтайском крае прошла стажерская практика

7 июня 2023 года в барнаульской гимназии № 131 в рамках проекта «Школа Минпросвещения России» прошла стажерская практика «На пути к успеху: практики наставничества в образовательной организации». Её организовали Министерство образования и науки Алтайского края, Центр непрерывного повышения педагогического мастерства Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова при поддержке Комитета по образованию Барнаула.

Развитие проекта «Школа Минпросвещения России» в регионе считается одним из приоритетных и курирует его Министерство образования и науки Алтайского края. На уровне региона создана рабочая группа из представителей АИРО им. А.М. Топорова и АИЦТиОКО им. О.Р. Львова, определен региональный оператор проекта, разработана дорожная карта. В настоящий момент в рамках реализации проекта школьные команды общеобразовательных организаций края проходят самодиагностику и проектируют перспективные профили школ по достижению показателей проекта.

Гимназия № 131 стала пилотной площадкой проекта «Школа Минпросвещения России» в 2022 году. Школьная команда образовательной организации презентовала гостям перспективный профиль гимназии, опыт достижения показателей проекта, особенно по направлению «наставничество».

Перед стажерской практикой в честь 50-летия гимназии в сквере торжественно открыли Аллею Просвещения: 10 наставнических педагогических пар посадили на ней деревья. Там же открыли арт-объект «Гранит науки» и заложили капсулу времени с посланием будущим гимназистам, которую планируют вскрыть через 30 лет.

Директор гимназии Артем Семернинов рассказал руководителям школ края о реализации задач проекта по пяти направлениям и трем условиям. Он представил дорожную карту и анализ ее выполнения за четыре месяца, а также опыт, позволивший гимназии улучшить показатели проекта с 72 баллов в 2022 году до 140 баллов в 2023. В своем выступлении он отметил, что согласно результатам самодиагностики, особое внимание в ближайшее время будет уделяться направлению «Профориентация».

Помимо этого, Артем Анатольевич вместе с наставляемым, учителем иностранных языков Владимиром Гадеевым, в рамках мастер-класса на примере освоения методики обучения чтению на французском языке представил приемы работы с молодым педагогом. Они показали, как с помощью наставника молодой педагог может освоить различные современные технологии и подходы к обучению. Были продемонстрированы фрагменты уроков, проведенных наставником и молодым учителем совместно.

В ходе мастер-класса заместитель директора по учебно-методической работе Яна Измерова предложила руководителям школ выступить в качестве экспертов и проанализировать нормативные правовые документы, разработанные в гимназии по наставничеству. Так, школьный коллектив гимназии реализует пять классических моделей наставничества. В качестве аналитического материала были предложены положение о наставничестве, дорожные карты и планы работы методических объединений, наставнических пар, индивидуальные планы профессионального развития учителей, приказы, регламентирующие вопросы стимулирования наставников и другое. К примеру, разработка планов индивидуальной работы и индивидуального развития профкомпетенций учителя позволяет увидеть дефициты молодого педагога и своевременно их устранить.

— Участникам стажерской практики предоставят электронную базу наших документов. Мы всегда готовы к продуктивному сотрудничеству, будем рады обсудить с коллегами вопросы оценки эффективности деятельности наставнических пар, — сказала Яна Измерова.

Учителя начальных классов Татьяна Белова и Татьяна Мустафина посвятили мастер-класс формированию наставнических пар в методических объединениях. Они раскрыли технологию организации наставнической пары, перечень условий успешной деятельности наставнической пары.

Советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, учитель истории Ирина Новикова вместе с ученицей Екатериной Устиновой познакомила педагогов с инновационной моделью наставничества «Тьютор — наставник — наставляемый», в которой тьютор — взрослый человек, а наставник и наставляемый — дети.

Учителя русского языка и литературы Алена Канаева и Анастасия Ризина провели мастер-класс «Школа молодого педагога как эффективная модель наставничества», а студенты АлтГПУ представили модель наставничества «Студент-практикант — обучающийся».

Гимназия представила интересные мастер-классы, опыт которых можно использовать при проектировании деятельности любой школы Алтайского края в проекте «Школа Минпросвещения России», — прокомментировала руководитель ЦНППМ АИРО Оксана Чуприянова.

В ходе круглого стола директора школ и педагоги отметили для себя эффективные наставнические практики, которые в дальнейшем планируют применять в своих организациях.

— Мне, как руководителю, было полезно узнать, как и каких результатов достиг коллектив гимназии — участницы проекта «Школа Минпросвещения России». Для себя отметил интегрированный урок педагогов иностранных языков. Есть желание попробовать подобное в своей школе. Еще нам продемонстрировали полный пакет документов по наставничеству и методическим объединениям, который пригодится в работе, — поделился директор барнаульской школы № 125 Алексей Лисин.

— На стажировке представили практический материал. Для себя открыла новые методики и модели наставничества, — сказала учитель русского языка и литературы барнаульской гимназии № 123 Марина Баранова.

По словам Оксаны Чуприяновой, в проект «Школа Минпросвещения России» скоро войдут все общеобразовательные организации региона.

Сейчас школы края активно проходят самодиагностику, чтобы понять по каким показателям они достигли необходимого уровня, а какие нужно доработать. Для этого мы проводим курсы повышения квалификации «Школа Минпросвещения: новые возможности», на которых школьная команда изучает концепцию проекта, проходит самодиагностику, определяет новые направления работы, корректирует программы развития. А стажерские практики помогают увидеть опыт, механизмы, действия, которые необходимо выполнить для достижения высоких показателей по тому или иному направлению проекта, и соответственно создать единое образовательное пространство для школьников нашего региона, — пояснила Оксана Михайловна.

Участники стажерской практики также обсудили перспективы наставничества в условиях современной школы.

В мероприятии участвовали более 60 руководителей и педагогов образовательных организаций Алтайского края, преподавательский состав АИРО, представители комитета по образованию города Барнаула, депутат Барнаульской городской Думы.

Информационную поддержку проекта «Школа Минпросвещения России» в Алтайском крае осуществляет Алтайский институт цифровых технологий и оценки качества образования им. О.Р. Львова.

Впереди еще несколько стажерских практик. Заявки на участие от директоров школ принимаются на электронную почту chom@iro22.ru.

Напомним, Министерство просвещения РФ разработало федеральный проект «Школа Минпросвещения России». Его задача заключается в создании единого образовательного пространства и равных условий для школьников. В число направлений работы входят: «Здоровье», «Профориентация», «Знания», «Воспитание», «Творчество», а также «Образовательная среда», «Школьный климат» и «Учитель».

С этим читают