Сотрудник АИРО выступила на Всероссийском съезде учителей родных языков народов Российской Федерации

13–14 декабря 2022 года в Москве прошел I Всероссийский съезд учителей родных языков народов Российской Федерации. В его работе приняли участие более 280 делегатов из 75 регионов России. Представителем от Алтайского края стала заведующий кафедрой гуманитарного образования АИРО им. А.М. Топорова Ольга Староселец.

На состоявшейся в рамках съезда стратегической сессии институтов развития образования Ольга Староселец представила опыт АИРО по проведению межрегиональных мероприятий по изучению и сохранению родных языков, в том числе методику образовательного путешествия, которую институт использует для обучения родным языкам. Ее выступление, содержащее региональный компонент обучения родным языкам, вызвало интерес аудитории.

На площадках съезда обсуждались вопросы реализации государственной образовательной и языковой политики Российской Федерации, а на мастер-классах педагоги продемонстрировали инновационные, в том числе цифровые, технологии преподавания родных языков народов России, особенности организации воспитательного процесса в поликультурной образовательной среде.

Участники съезда рассматривали вопросы терминологии, говорили о необходимости обучения детей-мигрантов родным языкам народов России и о важности разработки регионального плана обучения родным языкам, которого, к слову, в Алтайском крае пока нет, — отметила Ольга Староселец.

Также она поделилась результатами исследования, которые озвучил директор Института языкознания РАН Андрей Кибрик. По словам лингвиста, в России действует не 277 языков и диалектов, как считалось ранее, а 155, при этом в полном объеме функционируют только 10 языков, а остальные являются «уснувшими», то есть их носители ни с кем на нем не общаются.

В ходе работы съезда был сделан ряд предложений по совершенствованию преподавания родных языков и литератур, проведению мероприятий в рамках Международного десятилетия языков коренных народов, а также созданию Ассоциации школ с изучением языков коренных малочисленных народов Российской Федерации и общероссийского профессионального сообщества школьных коллективов. 

На сайте Федерального института родных языков народов Российской Федерации говорится, что съезд проходил с целью создания организационной основы для объединения усилий научно-педагогического сообщества преподавателей и педагогов родных языков и родных литератур в деле совершенствования обучения национальным языкам, литературам и культурам народов Российской Федерации, повышение статуса учебных предметов предметных областей «Родной язык и родная литература» и «Родной язык и литературное чтение на родном языке» в системе филологического образования, привлечения внимания общественности к проблемам преподавания родных языков, родных литератур и культур.

С этим читают