Стажерская практика прошла в Айской школе Алтайского района

19 апреля 2024 года на региональной инновационной площадке (РИП) — в Айской школе Алтайского района — состоялась стажерская практика «Центр образования «Точка роста» как ресурс формирования естественно-научной грамотности обучающихся».Ее участниками стали 17 педагогов школ Алтайского района — учителя биологии, химии, физики и географии.

Стажерская практика стала практической частью курсов повышения квалификации «Организация и проведение педагогического эксперимента в рамках проекта «Цифровая исследовательская лаборатория «Экология курортных зон Алтая», организованных Алтайским институтом развития образования.

Первую часть курсов в дистанционном формате провела заведующий кафедрой естественно-научного образования АИРО Ольга Горбатова.

Открывая практику, директор Айской школы Светланы Ольгезер рассказала, что с сентября 2023 года школа является РИП по теме «Организация деятельности центра «Точка роста» по формированию функциональной грамотности обучающихся», а с декабря того же года в школе реализуют мероприятия в рамках гранта Губернатора Алтайского края в сфере общего образования по теме «Цифровая исследовательская лаборатория «Экология курортных зон Алтая». Так, для реализации исследовательского проекта на средства гранта было закуплено оборудование: цифровые лаборатории Releon по биологии и экологии.

Методист кафедры гуманитарного образования АИРО Алёна Митина выступила с темой «Педагогический эксперимент: организация, проведение, анализ и интерпретация познавательной активности школьников, презентующих результаты исследовательского проекта «Экология курортных зон Алтая».

Педагоги Айской школы — учитель физики Василий Обухов, учитель биологии Валерия Кнауб и учитель химии Вера Шегурова — поделились, как используют цифровые лаборатории «Точки роста» в рамках урочной, внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Школьники представили стажерам свои исследовательские проекты и показали, как с помощью лабораторного оборудования проводят опыты, исследования и эксперименты.

Например, семиклассник Виталий Фишер представил проект «Исследование уровня шума в окрестностях села Ая» и продемонстрировал, как применять датчик уровня шума из цифровой лаборатории Releon Point по экологии. А другой учащийся, Роман Беспоместных, рассказал о своем исследовании уровня радиационного излучения в окрестностях села Ая, а также познакомил с технологией измерения уровня радиационного излучения счетчиком Гейгера (датчик ионизирующего излучения) из этой же лаборатории.

Шестиклассницы Людмила Галкина и Дарья Лункьянченко, используяцифровые лаборатории Releon Point по биологии, продемонстрировали работу датчиков освещенности, концентрации кислорода и углекислого газа, а также датчика влажности почвы. Затем ученицы представили исследовательский проект «Условия протекания процесса фотосинтеза».

Ученица 11 класса Анна Архипова, сообщила, что, работая над проектом «Оценка показателей физического развития и работоспособности учащихся методом степ-теста», использовала датчики для изучения физиологии человека из цифровой лаборатории Releon Point по биологии.

Ученики Александр Алпатов, Арина Шадрина и Тимофей Амелющенко умеют пользуются цифровыми лабораториями Releon по химии. Ребята продемонстрировали технологию применения датчиков из этой лаборатории. Также были представлены исследовательские работы по темам: «Органолептические показатели воды», «Определение водородного показателя (Ph) и жёсткости воды», «Определение мутности воды» и «Определение общего железа. Определение содержания нитратов-ионов».

Итоги стажерской практики участники подвели на круглом столе. По общему мнению, использовать цифровые лаборатории в учебном процессе важно, так как этот вид деятельности формирует не только естественно-научную грамотность у обучающихся, но и функциональную грамотность.

Во время рефлексии стажёры сделали вывод: «Знакомство с опытом исследовательской работы коллектива юных исследователей и педагогов позволяет сделать вывод, что лаборатории используют эффективно, в школе сложилось научное общество учащихся, такая работа может иметь социально-экономическое значение». Также все педагоги отметили высокий уровень подготовки учащихся, их владение материалом и самостоятельность при проведении опытов и исследований.

В Айской школе поделились планами:

На средства гранта Губернатора Алтайского края запланировано исследование «Экология курортных зон Алтая» с целью изучения качества воды и атмосферного воздуха, радиации, уровня шума и ультрафиолетового излучения. Исследование проведет центр образования естественно-научной и технологической направленностей «Точка роста». Проект реализуют совместно со школами Алтайского района. Следующий шаг — совместные экспедиции со школами-партнерами в июне-июле 2024 года.

С этим читают