Театральному коллективу «Юность» барнаульской школы №117 — 20 лет

Детский театральный коллектив «Юность» работает в школе №117 уже 20 лет. Создатели, бессменные руководители и режиссеры школьного театра — учитель ИЗО и технологии и старшая вожатая Антонина Чекушина и учитель музыки Марина Тихонова.

В этом учебном году школу закончили 20 выпускников – артистов театра, и сейчас в коллективе осталось 25 учащихся. В сентябре педагоги «Юности» снова ждут всех ребят, кому интересно театральное искусство.
— Мы, можно сказать, только что проводили наших ребят и пока еще не строили никаких творческих планов на новый учебный год. Примем новых учеников и будем думать над репертуаром. Прийти к нам и начать заниматься может любой школьник. Какого-то отбора или конкурса у нас нет, мы берем всех желающих ребят в любом возрасте. Чаще приходят младшеклассники, а из старших классов — если они новенькие в нашей школе, — рассказывает Антонина Чекушина. — Поэтому возраст у наших ребят разный: с первого по одиннадцатый класс. Сейчас основа коллектива — это ребята – девятиклассники, а силами средних и младших классов мы обычно делаем небольшие постановки.

В школьном театре ребята изучают основы актерского мастерства, сценического движения и сценической речи, — с учетом психологических особенностей каждого возраста.
— Конечно, мы занимаемся не так интенсивно, как в профессиональных театральных студиях, время у нас ограничено, но стараемся изучать все понемножку. К сожалению, последние пару лет в коллективе пока нет педагога – хореографа, но наш второй руководитель Марина Тихонова – музыкант и вокалистка, поэтому почти все наши постановки — музыкальные, сопровождаются вокалом и хореографией, — говорит Антонина Чекушина. — Каждый год мы выпускаем три новых больших спектакля и несколько маленьких литературных композиций. В среднем каждый спектакль живет 2-3 года, самый большой срок у нас был 5 лет. За это время в одном и том же спектакле могут быть заняты разные ребята. Но даже когда он уходит в архив, мы о нем помним и при необходимости всегда можем восстановить.

Значительную часть репертуара театра занимают произведения классиков отечественной литературы. Прежде чем начать работу над спектаклем, педагоги тщательно изучают и разбирают материал, советуются и обсуждают с юными актерами все идеи, а многие идеи постановок и предлагают сами школьники. Костюмы и реквизит к спектаклям, декорации для сцены ребята тоже почти всегда делают сами, им помогают педагоги и родители.

Воспитанники театральной студии регулярно участвуют в различных конкурсах и фестивалях чтецов, фестивалях театрального творчества.
— В апреле этого года мы были на фестивале «Театральная капель» в Павловске, показали там пять спектаклей и получили четыре награды: первое, два вторых и третье места в разных номинациях. Также мы стали участниками театральной смены в санатории «Сосновый бор», — также рассказывает Антонина Чекушина. — Но вообще мы не слишком часто участвуем в фестивалях. Например, пока не можем себе позволить принять участие в «Театральной карете». Зато в этом году мы принимали участие в театральном digital-проекте «Театр. БезСценно», который полностью проходил в онлайн-формате, с аудиоспектаклем «Морозко». В 2020 году на фестивале молодежных непрофессиональных театров Алтая «Театральный двигатель» стали победителями в младшей возрастной группе со сказкой «Двенадцать месяцев». Семь лет назад за многочисленные постановки, посвященные Победе в Великой Отечественной войне, наш театральный коллектив наградили 10-дневной познавательной поездкой по местам боевой славы по маршруту Москва – Калуга – Тула. В числе наших лучших постановок — «У войны не женское лицо» по мотивам «Альпийской баллады» Василя Быкова и «Дети войны», «Ночь перед Рождеством», «Калина красная» по рассказам Шукшина, литературная композиция на стихи Елены Ширман и множество других работ.

У школьного театра есть и другие значимые достижения. Например, выпускники-артисты «Юности» получают театральную премию «Театральная подушка». А в 2019 году, в Год Театра в России, «Юность» получила признание как лучший школьный театр Алтайского края.

— Но самое ценное и самое важное наше достижение — это наши выпускники, которые приходят и приезжают к нам в гости даже спустя много лет, помнят и благодарны нам, а те, кто остается в Барнауле, даже после окончания школы иногда принимают участие в наших постановках, — считает Антонина Чекушина.

Она уверена, что школьный театр — площадка успеха для детей и подростков, а совместная работа над спектаклями, учебные занятия и в целом театральная атмосфера оказывают самое благоприятное воздействие на учащихся.

— Радует, когда наши выпускники поступают в театральные вузы. Учась в педагогическом университете, они выступают в роли вожатых и эти навыки им тоже пригождаются и помогают быть впереди всех. У нас нет ни одного, кто завалил бы экзамен или боялся выступать на публике. Они раскрепощены, уверены в себе, свободно держатся на публике, у них грамотная речь. Они успевают и хорошо учиться, и заниматься театром, попутно приобретая неплохие навыки планирования и распределения личного времени. Все дети, которые у нас занимаются, потом успешны буквально во всем, независимо от того, в какой вуз они поступают, какую профессию будут получать и в какой сфере решат самореализоваться, — делится Антонина Чекушина.

С этим читают