Участники всероссийского семинара изучили опыт Алтайского края в сфере наставничества

5 августа 2022 года, во второй день всероссийского информационно-методического семинара «Внедрение целевой модели наставничества педагогических работников образовательных организаций», на базе Налобихинской школы им. А.И. Скурлатова Косихинского района прошла презентация практик наставничества, разработанных и применяемых в Алтайском крае.

Творческим номером гостей встретил детский фольклорный ансамбль «Беседушка». Затем 80 участников семинара, разделившись на группы, посетили четыре площадки.

Одной из площадок стал школьный музей «Солдат Великой войны» имени Алексея Скурлатова, ставшего прототипом памятника советскому солдату-освободителю «Алеша» в Болгарии. Экскурсию по музею провели учащиеся Налобихинской школы. Гостям показали видеоролик об Алексее Скурлатове, и вручили на память буклеты.

Председатель Совета регионального клуба лауреатов премии им. С.П. Титова Татьяна Билан рассказала о проекте «Титовское движение на Алтае: педагоги-наставники сельских школ»: истории Титовской премии для сельских учителей-просветителей, клубе лауреатов премии и его просветительской деятельности (шефство-наставничество, пропаганда педагогических знаний и передового педагогического опыта, экологическое просвещение и другие направления). Подробно она остановилась на проектах «Крылья профессии», «Эстафета просветительства» и «Титовский сплав», которые реализуют титовцы. По ее словам, в рамках ключевого проекта «Эстафета просветительства» ими реализуется модель наставничества, проведено уже 48 «эстафет». Последние несколько лет под эгидой проекта «Эстафета просветительства» реализуются другие проекты при поддержке Фонда президентских грантов.

Своим опытом просветительства поделились лауреаты титовской премии, члены Титовского клуба Светлана Зинец, Александра ГончароваНадежда Варфоломеева и Людмила Хазова.

— Наш клуб стал основой для организации «Сельский учитель», которая в свою очередь стала одной из платформ наставничества и передачи педагогического и просветительского опыта, — отметила Надежда Варфоломеева.

Декан факультета управления развитием образования АИРО им. А.М. Топорова Елена Дронова провела презентацию «Эффективный руководитель». Она рассмотрела вопросы нужен ли наставник руководителю образовательной организации, где найти наставника и как мотивировать его к продуктивной работе. Подробно декан остановилась на образовательной модели, которая реализуется на базе института. Руководителей образовательных организаций обучают по 16-часовой программе повышения квалификации по наставничеству, в рамках которой они могут попробовать себя в роли наставников для молодых управленческих кадров со стажем работы до 5 лет и для тех, кто состоит в управленческом кадровом резерве. Также стажировку проходят наставляемые.

Опыт реализации социальной модели «Школа школе» представила директор Тальменской школы №3 Татьяна Лопатина. В ходе выступления она рассказала об этапах наставнической работы их учебного учреждения со школами, имеющими низкие образовательные результаты. Спикер отметила, что секрет успеха в наставничестве заключается в стремлении работать в команде и делиться полезными наработками.

О школьных наставнических проектах Контошинской школы рассказала учитель физики и математики, финалист конкурса «Учитель года Алтая – 2022» Вера Кононова. Она сообщила о реализуемых в школе моделях наставничества «педагог-ученик», «ученик-ученик», «педагог-педагог». По словам учителя, первые две модели были отражены в следующих проектах: «Я считаю», «Волонтеры финансовой грамотности», «Кадры будущего» (команда «Игровест», игра «Узнай Алтай»), движение IT-тимуровцы. Третья модель реализовывалась на уроках и внеурочных мероприятиях, между более опытным педагогом и тем, кто только пришел в профессию, а также между педагогами равными по возрасту. В заключение работы площадки наставник Вера Кононова и ее наставляемая Софья Гепнер провели упражнение на развитие сотрудничества, креативности и эмпатии.

Многие участники отмечали инновационность представленных алтайскими коллегами проектов по наставничеству.

С этим читают