В АИРО обучают специалистов центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей

На этой неделе стартовали курсы повышения квалификации по 72-часовой программе «Современные технологии формирования коррекционно-развивающей среды в центрах помощи для детей, оставшихся без попечения родителей».

Программа реализуется впервые. Всего в очно-заочной форме будет обучено 49 человек из 8 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей. Очная часть обучения продолжительностью 36 часов проходит на базе АИРО с 14 по 18 июня 2022 года.

Перед слушателями выступила начальник сектора по обеспечению деятельности комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Алтайского края Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края Ольга Сафонова.

Центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Основой системы профилактики является межведомственное взаимодействие. Слушатели познакомились с Порядком межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при организации комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, — прокомментировала Ольга АнатольевнаНа конкретном примере мы разобрали со слушателями, как составить план индивидуальной профилактической работы в отношении воспитанника с делинквентным, аддиктивным и суицидальным поведением.

Куратор и автор курса, заведующий кафедрой общей и прикладной психологии института психологии Алтайского государственного университета, канд. психол. наук Татьяна Волкова отметила важность создания психологически безопасной развивающей среды в центрах помощи детям:

Проблемные ситуации, травмы прошлого могут быть у каждого ребенка. В центрах с ним работает не только социальный педагог, но и повар, библиотекарь, заместитель директора по воспитательной работе. Всем вместе им нужно создавать коррекционно-развивающую среду, в которой бы дети чувствовали себя психологически защищёнными, имели возможность реализовать себя и приспособиться к самостоятельной жизни.

Опытом создания психолого-педагогических условий для развития детей, оставшихся без попечения родителей, поделилась доцент кафедры медицинских знаний и безопасности жизнедеятельности Алтайского государственного педагогического университета, канд. психол. наук Елена Колтыгина. Она обратила внимание, что при выборе технологии взаимодействия с детьми педагогу необходимо учитывать особенности их развития:

Нельзя воспитывать детей теми же методами, которые применяли 10-20 лет назад. Современные дети по-другому воспринимают окружающий мир. У них появляются синдромы, которых раньше не было. Синдром «текстовой» шеи — особенность детей компьютерного века, для синдрома клипового мышления характерно обрывочное восприятие окружающего мира, неспособность к конструктивному взаимодействию. Также у детей существует проблема формирования критического отношения к миру.

Участники были вовлечены в командную практическую работу. Их учили хвалить детей разными способами, делать синхрогимнастику, чтобы помочь ребенку сбросить напряжение и повысить энергетические ресурсы, отрабатывали способы и навыки саморегуляции.

Впечатлениями от первого дня занятий поделилась Татьяна Подлесных, воспитатель Троицкого центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей:

В наш центр попадают разные дети, ко всем нужен особый подход. Полезно было узнать об особенностях работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, которым особенно тяжело дается адаптация в центре. Рекомендации психологов применимы в работе. К примеру, взяла на вооружение игры на расслабление.

За возможность обучения на курсе организаторов поблагодарила Надежда Подолякина, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Романовского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей:

— Спасибо огромное за курс. Преподаватели знакомят с материалом на примерах, дают полезную информацию. Также мы выполняем задания вчера составляли план индивидуальной работы с трудным подростком. Время на занятиях пролетает незаметно.

15-16 июня к обучению подключатся эксперты. Заместитель главного врача по медицинской части Алтайского краевого психоневралогического диспансера для детей, канд. мед. наук Виктор Ведяшкин раскроет особенности психических патологий и личностных расстройств у подростков с девиантным поведением, а также проявление и способы коррекции сексуализированных расстройств у детей и подростков. Руководитель Федерального ресурсного центра психологической службы в системе высшего образования Российской академии образования, канд. психол. наук Дмитрий Труевцев рассмотрит причины, формы и особенности проявлений аутодеструктивного поведения и суицидов у несовершеннолетних, оказание экстренной психолого-медико-педагогической помощи в кризисной ситуации и после попытки суицида, а также профилактику и коррекцию суицидального поведения у детей и подростков.

17 июня слушатели пройдут стажировку на базе Барнаульского центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, №2, где познакомятся с условиями и опытом психологически безопасной среды в организации.

В случае успешного прохождения аттестации каждому слушателю будет выдано удостоверение о повышении квалификации установленного образца.

С этим читают