В Алтайском крае обсудили, как формировать функциональную грамотность в начальной школе

26 марта в Барнауле в гимназии № 27 им. Героя Советского Союза В.Е. Смирнова прошла региональная педагогическая конференция «Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности». Она собрала более 170 педагогов из более чем 30 городов и районов Алтайского края.

Мероприятие организовали Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова, отделение по начальному общему образованию краевого УМО и барнаульская гимназия № 27.

Как объяснила замдиректора АИРО Татьяна Райских, функциональная грамотность выбрана центральной темой конференции, поскольку она должна стать результатом освоения обучающимися основных образовательных программ всех уровней.

В приветственном слове к участникам конференции директор гимназии Ольга Бутенко отметила:

— В течение этого учебного года мы с вами реализуем федеральные основные образовательные программы в начальной школе и на других уровнях образования. Казалось бы, Министерство просвещения дало единую модель работы, но практика показывает, что в каждой школе формируется своя модель, в том числе формирования функциональной грамотности.

В пленарной части выступили два докладчика.

Руководитель отделения по начальному общему образованию краевого УМО, учитель начальных классов барнаульской школы № 55 Лилия Поворознюк рассказала, как использовать результаты всероссийских проверочных работ (ВПР) для повышения качества начального общего образования.

Результаты выполнения ВПР всегда интересны учителям, так как это прежде всего оценка качества их работы. Учитывая результаты ВПР, педагоги могут реализовывать новые подходы и методы обучения с целью формирования предметных и метапредметных результатов учеников, а также повышать свой профуровень, — поделилась наблюдением Лилия Поворознюк.

По ее словам, каждый год в феврале-марте отделение по начальному общему образованию краевого УМО проводит вебинар, на котором эксперты выявляют типичные ошибки учеников при выполнении ВПР и называют способы их минимизации. Рекомендации экспертов могут быть полезны педагогам.

Спикер сделала вывод, что анализ результатов ВПР позволяет администрации школы своевременно оказывать ресурсную, организационную и методическую поддержку учителям, им в свою очередь — определять и разрабатывать темы по самообразованию и совершенствовать свой профессиональный уровень, а обучающимся и их родителям получать рекомендации по ликвидации пробелов в знаниях учеников.

— Именно такая слаженная работа по использованию результатов ВПР всеми участниками образовательного процесса повысит качество начального общего образования, — заключила она.

Заведующий кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности АИРО Василий Лопуга раскрыл тему «Нейроразвивающее физическое воспитание учащихся как основа развития функциональной грамотности».

Развитие ребенка можно приравнять к развитию функциональной грамотности. Для овладения ею нужно обязательно включать в образовательный процесс разные виды двигательной активности. Тогда дети будут не только развиваться физически, но и приобретут определенные способности и компетенции, к примеру, смогут логично мыслить и принимать решения.

Спикер настоятельно рекомендовал проводить на уроках физкультминутки:

Если вы видите, что у ребенка появляются первые признаки усталости, значит ему не хватает энергии для выполнения мыслительных функций, в его головном мозге не включаются нейронные цепи.

Затем педагоги распределились по пяти секциям.

Первая секция назвалась «Воспитательный потенциал урока в рамках реализации обновленного ФГОС НОО».

Воспитательный аспект стал главной темой секции. Учителя делились, как он помогает преподавать уроки литературного чтения, математики, русского языка и окружающего мира. Педагоги приводили в пример различные приемы. Один из них — «Корзинка идей» — позволяет быстро и в интерактивной форме подготовить учащихся к восприятию новой темы. Среди приемов было много интересных находок, они вроде все известные, но кто-то их использует, а кто-то нет. И, возможно, послушав, как работает тот или иной прием, педагоги решат его попробовать, — прокомментировала модератор Лилия Поворознюк.

Самой большой площадкой по количеству выступающих и зарегистрированных участников стала секция «Методические вопросы формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках в начальной школе». Модератором выступила старший преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования АИРО, учитель начальных классов гимназии № 45 Барнаула Мария Андрияшина.

Учителя поделились с нами практическим опытом. К примеру, сегодня я открыла для себя новый прием работы с художественным текстом «Дерево предсказаний», его можно использовать на литературном чтении, — сказала учитель начальных классов Бобровской школа Первомайского района Светлана Русанова.

Секцию «Успешные практики формирования функциональной грамотности младших школьников во внеурочной деятельности» модерировала преподаватель кафедры дошкольного и начального общего образования АИРО, учитель начальных классов школы № 126 Яна Барчук.

Мы рассмотрели успешные практики формирования функциональной грамотности во внеурочное время. Коллеги поделились опытом, как развивать функциональную грамотность через проектную и исследовательскую деятельность, через естественнонаучный и математический циклы, а также через финансовую грамотность. Также я рассказала о двух программах с сайта Единое содержание общего образования, — добавила она.

Участник этой секции, учитель начальных классов Новоперуновской школы Тальменского района Ольга Соловьева прокомментировала:

Заслушав опыт других коллег, я приобрела много новых знаний, которые буду стараться применять в педагогической деятельности. Нам показали много разных подходов для изучения функциональной грамотности на внеурочных занятиях. Мне понравился опыт формирования финансовой грамотности у младших школьников через художественные произведения, а также опыт формирования функциональной грамотности через создание проектов.

Секция «Формирование читательской грамотности младших школьников слабо владеющих русским языком» проходила в формате круглого стола.

Обсуждались вопросы нормативного правового поля работы школ по языковой и социокультурной адаптации детей с миграционной историей. Был представлен опыт работы школы № 70 Барнаула по педагогической поддержке, адаптации и социализации детей мигрантов. Обозначен круг проблем в формировании читательской грамотности у младших школьников слабо владеющих русским языком. Участники активно включились в обсуждение путей преодоления этих проблем, — рассказала модератор секции, доцент кафедры гуманитарного образования АИРО Алла Елютина.

В Год семьи в программу конференции включили секцию «Эффективные подходы взаимодействия с семьей».

Свой опыт представили коллеги из разных образовательных организаций края. Мы говорили о вовлечении родителей в проектную деятельность, о том, как школа помогает родителям в воспитании детей. Обсуждали варианты патриотического воспитания родителей и их детей. Пришли к выводу, что связка «семья и школа» актуальна как никогда, и что родители должны быть активными участниками образовательного процесса, — сказала модератор секции Ольга Бутенко.

Отзыв о работе секции оставила ее участница — учитель начальных классов, советник по воспитанию Староалейской школы № 1 Третьяковского района Елена Жолнерова:

Было озвучено много разных методов и способов взаимодействия с семьей. Я взяла на заметку интересные идеи. Например, можно открыть Клуб выходного дня, который предполагает активное взаимодействие детей, их родителей и педагогов.

С материалами конференции можно будет ознакомиться в разделе краевого УМО на сайте АИРО.

Выступления спикеров конференции опубликуют в научно-педагогическом журнале «Учитель Алтая». Темой номера будет «Начальная школа».

С этим читают