23 ноября 2022 года в Центре опережающей профессиональной подготовки Алтайского края состоялась стратегическая сессия «Определение концептуальных подходов при формировании модели синхронизации подготовки кадров в соответствии с потребностями предприятий региона». Ее организовали Министерство образования и науки Алтайского края, Министерство экономического развития Алтайского края и Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова.
По словам модератора стратегической сессии, руководителя регионального координационного центра движения «Молодые профессионалы» АИРО Натальи Чжао, поводом для встречи стал острый кадровый дефицит на фоне большого количества молодых специалистов, которых ежегодно выпускают профессиональные образовательные организации края.
Стратегическая сессия собрала управленцев 16 предприятий: «Алтайский завод сельскохозяйственного машиностроения», «Алтай-Кокс», «Алттранс», «Алтайский машиностроительный завод «Газэнергомаш», «Барнаултрансмаш», «Барнаульский завод энергетического оборудования им. Д.В. Воеводина», «Барнаульский станкостроительный завод», «Завод механических прессов», котельный завод «Промкотлоснаб», «Прогресс», «Производственное объединение «Межрегионэнергосервис», «Руф-2», «СибКомплект», «Сибэнергомаш–БКЗ», «Технологии металлообработки», «Топ СМАРТ» и «ЭСТ». Сферу образования представили руководители из Алейского технологического техникума, Алтайского архитектурно-строительного колледжа, Алтайского государственного колледжа, Алтайского политехнического техникума, Алтайского транспортного техникума, Бийского государственного колледжа, Бийского промышленно-технологического колледжа, Заринского политехнического техникума и Рубцовского аграрно-промышленного техникума.
Мероприятие прошло при участии специалистов Управления Алтайского края по труду и занятости населения.
Работу сессии открыли представители регионального правительства.
Заместитель министра промышленности и энергетики Алтайского края Илья Финенко отметил, что на промышленных предприятиях региона остается серьезная потребность в квалифицированных кадрах.
О проблеме нехватки кадров на предприятиях и необходимости поиска ее решения также сказал заместитель начальника управления инновационного развития и кластерной политики, начальник отдела развития инновационной деятельности Минэкономразвития Алтайского края Александр Косарев.
Заместитель министра образования и науки Алтайского края Галина Синицына подчеркнула, что синхронизация бизнеса и образовательных учреждений, а также кадровая стратегия помогут обеспечить реальный сектор экономики квалифицированными рабочими кадрами.
Участники сессии продолжили работу, разделившись на группы по профессиям — «Сварщик», «Токарь» и «Электромонтажник».
Руководители колледжей и техникумов рассказали работодателям про программы обучения и их содержание, обсудили качество подготовки студентов, условия организации производственной практики, сравнили материально-техническую базу предприятий и образовательных учреждений.
Во второй части мероприятия представители промышленного сектора презентовали свои предприятия с точки зрения организации учебной и производственной практики, корпоративной культуры, размера заработной платы, возможности официального трудоустройства в период обучения, социальной поддержки молодых рабочих, профориентационной работы.
В ходе диалога представители бизнеса и образования отметили разницу между материально-технической базой в образовательном учреждении и на предприятии, недостаточную квалификацию преподавателей и мастеров производственного обучения, а также небольшое число заключаемых договоров целевого обучения и проводимых производственных практик.
Итогом работы участников сессии стал план мероприятий по подготовке молодых квалифицированных кадров. Представители бизнеса и образования намерены проводить для студентов дни открытых дверей и экскурсии, организовывать для них профессиональные пробы и конкурсы, привлекать специалистов предприятий для преподавания спецдисциплин, популяризировать рабочие профессии и многое другое.
Кроме того, Алтайский институт развития образования им. А.М. Топорова выступил с предложением подготовить и провести на базе предприятий курсы повышения квалификации с целью ознакомления мастеров производственного обучения и преподавателей специальных и общеобразовательных дисциплин с новыми технологиями, методами и приемами труда.
Реализацию совместно выработанного плана 15 декабря проверят Минобрнауки Алтайского края и Минэкономразвития региона.
Председатель Алтайского кластера энергомашиностроения и энергоэффективных технологий, руководитель компании «Газэнергомаш» Дмитрий Абалымов:
— На рынке труда очень мало квалифицированных специалистов, а заполучить их в штат желает большое количество компаний. На сессии нам как раз рассказали, как заинтересовать студентов. Например, можно заключить договор целевого обучения и применить гибкие практики, при которых учебная программа студента с первого курса будет формироваться под задачи предприятия.
Директор Бийского промышленно-технологического колледжа Алиса Балабасова:
— На сессии мы ознакомились с условиями, которые могут предоставить крупные работодатели нашим студентам при прохождении производственной практики и в случае трудоустройства. Для дальнейшего обсуждения условий и достижения договоренностей мы обменялись с работодателями контактами.
Как сообщили организаторы, в дальнейшем пройдет серия таких встреч между представителями колледжей и техникумов и работодателями из других сфер экономики.
— Эта стратегическая сессия — продолжение диалога, который мы ведем на протяжении последних пяти лет. Алтайский край стал участником федерального проекта «Профессионалитет», который как раз направлен на подготовку кадров конкретно для каждого работодателя. Та модель, которую закладывает проект, вполне подойдет для организации взаимодействия и вне его рамок. К этому проявили готовность работодатели, присутствующие на сессии, и те учреждения, которые готовят кадры по отраслям, — подытожила Галина Синицына.
Участники сессии также обсудили подписанный Президентом РФ закон о создании учебно-производственных комплексов на базе средних профессиональных образовательных организаций. По словам Галины Синицыной, в этих комплексах студенты смогут производить товары, выполнять работы и оказывать услуги с использованием материально-технической базы УПК по профилю обучения, тем самым получая необходимые навыки.