[bvi]
[bvi]

Образовательный тур «Шахматы в детском саду» прошел в дни форума

31 октября в рамках VII межрегионального форума «Дни образования и науки на Алтае – 2025» в барнаульском детском саду № 56 прошёл образовательный тур «Шахматы в детском саду». На площадку приехали 22 педагога дошкольных организаций, среди них — слушатели курсов повышения квалификации по программе «Обучение шахматам в дошкольной образовательной организации».

Одна из задач образовательного тура – создать условия для общения в команде, для разговора на шахматную тему. Мероприятие объединило тех, кто «загорелся» шахматами, кто хочет учиться и учить этой игре.

На первый взгляд, шахматы — просто игра. На практике — инструмент, с помощью которого ребёнок учится видеть ситуацию целиком, просчитывать ходы и принимать решения. Шахматы укрепляют уверенность в собственных интеллектуальных силах и помогают детям делать первые шаги в сторону исследований и инженерных решений.

Сотрудники лаборатории развития шахматного образования АИРО вместе с коллективом детского сада подготовили для педагогов практическую часть — квиз «Знатоки шахмат» как проверку знаний об использовании игры в образовательной практике, знакомство с новыми идеями для внедрения шахмат в обучение. Квиз можно использовать как методическую разработку в образовательной организации, в работе с детьми и родителями.

Перед началом мероприятия педагоги вытягивали из шахматного мешочка фигуры — так определялись команды. «Белая ладья», «Ход конём» и «Слонята» мгновенно оживились: атмосфера турнира, лёгкий азарт, командная энергия — всё это буквально включало в работу.

Квиз состоял из шести раундов: разминка, основные понятия, интересные факты, история шахмат, игровой тур, вопрос от эксперта. Участникам предлагали как базовые, так и непростые задачи: сколько клеток на доске, какая фигура ходит по вертикали, горизонтали и диагонали, в какую фигуру пешка не может превратиться. Педагоги отвечали на вопросы: какую игру называют «шахматами на льду», какая фамилия была у писателя Горького, и кто из поэтов жил в Шахматово. В игровом туре участники искали отличия на иллюстрациях шахматной тематики, составляли слово, двигаясь по полю как конь, или собирали орехи по траектории ладьи — педагогика превращалась в приключение. В финале — вопросы от эксперта: в каком городе Остап Бендер проводил сеанс одновременной игры, какую фигуру он спрятал в карман? Победила команда «Ход конём» — символично, учитывая, что весь квиз требовал нестандартного мышления.

Но образовательный тур был не только игрой. Он стал примером того, как можно развивать интерес к шахматам у детей и педагогов. Заведующий детским садом № 56 Людмила Гордеева отметила, что детский сад является региональной инновационной площадкой: педагоги учатся транслировать и визуализировать путь освоения шахмат, используют цифровые технологии, оборудовали кабинет развивающих и интерактивных игр. Реализуется программа «Шахматная страна», занятия доступны и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня инженерно-техническое направление, точные науки очень важны в контексте развития страны, — подчеркнула Людмила Гордеева.

Участники единодушно отметили практическую ценность мероприятия. Квиз оказался не просто увлекательным форматом, а готовым инструментом для работы: структурированным, продуманным, понятным. В нём есть всё, что нужно: логика вопросов, возможность взаимодействия с детьми и родителями, исторический материал и элементы игры, которые делают обучение живым и увлекательным.

Шахматы — не просто фигуры на доске. Это тренажёр, благодаря которому ребёнок учится концентрироваться, анализировать информацию. Такие навыки напрямую помогают в освоении математики, физики, информатики и других предметов, связанных с естественно-научным направлением. А значит, шахматы становятся инструментом формирования того самого инженерного мышления, от которого зависит технологическая независимость России.

Елена Дронова, декан факультета управления развитием образования АИРО, завершила встречу словами:

Шахматы — это ресурс, который мотивирует ребёнка, включает родителей в совместную деятельность, подходит для разных возрастов и образовательных потребностей. Это многогранная игра, которая помогает развиваться со всех сторон.

Когда шахматы входят в образовательный процесс, появляются не просто умные дети. Появляются юные инженеры, исследователи, мыслители. И всё начинается с маленькой клетки на доске и вопроса: «Какой будет мой следующий ход?»

Справочно: Алтайский институт развития образования имени А.М. Топорова осуществляет научно-методическое сопровождение краевого проекта «Шахматы в школах» при поддержке Министерства образования и науки Алтайского края и Федерации шахмат Алтайского края. С материалами проекта можно ознакомиться на сайте Института по ссылке.

С этим читают