21 ноября в Алтайском институте развития образования им. А. М. Топорова состоялся второй очный этап краевого конкурса «БиблиОбраз – 2025».
Он организован Министерством образования и науки Алтайского края с целью выявления и обобщения инновационного опыта школьных библиотек региона в совершенствовании информационно-библиотечного обслуживания, материально-технической базы, внедрения информационно-коммуникационных технологий, организации информационного пространства и библиотечного фонда школьной библиотеки.
Участие в конкурсных мероприятиях приняли победители первого заочного этапа конкурса – восемь педагогов-библиотекарей краевых государственных и муниципальных общеобразовательных организаций края.
Открывая мероприятие, начальник отдела организации общего образования и оценочных процедур Министерства образования и науки Алтайского края Наталья Полосина отметила:
– Неслучайно мы проводим этот конкурс уже несколько лет. На сегодняшний день библиотечно-информационные центры – это одна из главнейших составляющих любой библиотеки. Зачастую школьные БИЦ являются центром притяжения всего села, района или образовательной организации, поэтому на педагогов-библиотекарей возлагается колоссальная ответственность. Постоянно изменяющиеся федеральные стандарты призывают пополнять библиотечные фонды новой литературой и решать ту массу задач, которые необходимы для организации эффективного образовательного процесса. Поэтому деятельность БИЦ – фундамент школьного знания. Сегодня у педагогов-библиотекарей есть возможность ознакомиться и перенять что-то ценное для своей школы и учащихся.
Ольга Сиренко, главный специалист отдела организации общего образования и оценочных процедурМинистерства образования и науки региона, пожелала участникам плодотворной работы в рамках конкурса и подчеркнула, что опыт конкурсантов будет транслироваться на краевом уровне.
Участники представили свой опыт в трех номинациях: стаж работы в библиотеке (БИЦ) общеобразовательной организации не менее 7 лет, не менее 5 лет и не менее 3 лет.
Их работы оценивало компетентное жюри: председатель конкурсной комиссии Наталья Полосина, секретарь конкурсной комиссии Ольга Сиренко, педагог-библиотекарь барнаульской гимназии №80, победитель краевого конкурса «БиблиОбраз – 2023» Марина Унжакова, руководитель отделения по школьным библиотекам краевого УМО Ольга Молоканова и заместитель директора по научной и инновационной работе АИРО Татьяна Райских.
По итогам конкурсных испытаний первое место в номинации «стаж работы в библиотеке (БИЦ) общеобразовательной организации не менее 3 лет» получила Екатерина Аладинская, заведующий библиотекой школы № 15 города Новоалтайска. Она представила идеи и опыт по развитию интереса к чтению в школьной библиотеке.
Наталья Зрюмова, педагог-библиотекарь школы № 2 города Алейска, с оптом «Библиотечная реклама – эффективный инструмент поддержки чтения» завоевала второе место в этой номинации.
Педагог-библиотекарь Луговской школы Каменского района Ксения Петрова заняла третье место с практикой реализации проекта развития краеведения и восстановления школьного музея.
В номинации «стаж работы в библиотеке (БИЦ) общеобразовательной организации не менее не менее 5 лет» победу одержала Екатерина Сергеева, педагог-библиотекарь «Лицея «Бригантина» города Заринска. Она провела виртуальную экскурсию по школьной библиотеке и рассказала про формы работы, которые реализуются в БИЦ.
Второе место в этой номинации завоевала педагог-библиотекарь барнаульской школы № 132 им. М. Н. Малахова Елена Шкляр. Она представила основные направления деятельности школьной библиотеки и рассказала, что благодаря победе в конкурсе школьного инициативного бюджетирования «Я считаю» в БИЦ автоматизирована книговыдача.
Библиотекарь Павловской школы-интернат Алена Белопухова заняла третье место. В видеовыступлении она представила виртуальную экскурсию по библиотеке, где подробно остановилась на организации библиотечных зон и реализации патриотических и творческих проектов.
Первое место в номинации «стаж работы в библиотеке (БИЦ) общеобразовательной организации не менее 7 лет» присудили Светлане Черняковой, педагогу-библиотекарю Смоленской школы № 2 Смоленского района. Конкурсантка презентовала свой опыт по организации работы библиотеки в течении 5 лет – программу библиотечных инноваций «БИЦ: эволюция».
Светлана Кулешова, педагог-библиотекарь барнаульской гимназии № 69 им. Героя Советского Союза, генерал-майора И. В. Панфилова, обозначив сферы деятельности своей библиотеки для развития инноваций, заняла второе место.
С обзором наиболее эффективных современных форматов библиотечной деятельности, которые реализуются в школьной библиотеке Гольбштадской школы Немецкого национального района, выступила педагог-библиотекарь Елена Черных. Она заняла третье место в этой номинации. С появлением нового библиотечного пространства после победы в конкурсе «Я считаю» у школы появилась возможность зонировать библиотечное пространство и организовать творческую работу детей в «Театре моды», где под руководством педагога-библиотекаря школьники изготавливают одежду.
Подводя итоги конкурса, Татьяна Райских обратилась к конкурсантам:
– Очень важно, когда педагог в своей деятельности не только хорошо работает, но и участвует в профессиональных конкурсах. Это заставляет обобщить опыт, выйти из ситуации комфорта, по-новому взглянуть на свою работу, зарядиться вдохновением и перенять эффективный опыт коллег. От имени института благодарю вас за то, что вы ведете очень важную работу у себя на местах. Сегодня вы не только обеспечиваете школу необходимой литературой и учебниками, но и создаете различные образовательные просветительские проекты, которые так нужны школе, совершенствуете свою инфраструктуру, создаете школьные команды, готовите ребят к будущей профессии, вовлекая в работу в БИЦ.
Марина Унжакова добавила, что трансляция опыта на краевом уровне очень важна для совершенствования библиотечной системы региона.
Своими впечатлениями от участия в конкурсных мероприятиях поделилась одна из победителей Светлана Чернякова:
– Я с удовольствием перенимала опыт конкурсантов и делилась своими практикам. Если я узнаю что-то новое мне хочется, чтобы такие практики, методики или формы применяли в своей работе мои коллеги, улучшая качество библиотечных услуг. Наша работа очень объемная, кропотливая и тихая и благодаря таким конкурсам можно обобщить, представить и тиражировать ее.
Всех победителей наградят денежными премиями и дипломами. С приказом об итогах конкурса можно ознакомиться здесь.



























