Опыт Алтайского края по формированию функциональной грамотности школьников высоко оценили на всероссийском форуме

В Москве завершился Всероссийский форум экспертов по функциональной грамотности с международным участием, организованный Российской академией образования и Рособрнадзором. Мероприятие проходило 9 и 10 апреля в Российской академии образования. На нем были представлены лучшие региональные практики формирования функциональной грамотности.

Форум был направлен на определение инновационных подходов к разработке механизмов управления развитием функциональной грамотности обучающихся и выработку эффективных решений по повышению качества образования в современных условиях.

Участие в нем приняли ученые и специалисты из профильных организаций России, Китая, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана и Киргизии.

Татьяна Райских

На одной из тематических секций заместитель директора Алтайского института развития образования им. А. М. Топорова Татьяна Райских представила модель формирования функциональной грамотности школьников. Ее успешно реализовывали в семи образовательных округах Алтайского края в рамках национального проекта «Образование» с 2019 по 2024 годы. В своем докладе Татьяна Николаевна подробно рассказала о проделанной за это время работе.

В каждом из округов проходили обучающие и методические семинары, стажировки, фестивали по обмену опытом в области формирования функциональной грамотности обучающихся. Опираясь на федеральный банк заданий, мы успешно проводили кейс-чемпионаты по функциональной грамотности, а также образовательные события по математической грамотности. За последние 2 года в этих активностях приняло участие более трех тысяч школьников. Кроме того, Алтайский край — единственный в стране регион, где проводится большой чемпионат по функциональной грамотности, на котором ребята решают задачи с региональным компонентом, — привела примеры из своего доклада Татьяна Райских.

В докладе также сообщалось, что в 2023 году Федеральный институт оценки качества образования проверил в Алтайском крае уровень сформированности функциональной грамотности обучающихся. Представитель АИРО озвучила на форуме результаты этого исследования.

Анкетирование детей, их родителей и учителей показало, что учебная нагрузка и увеличение учебных часов напрямую не влияют на уровень функциональной грамотности. Нужно менять методику преподавания предметов. Учитель должен хотеть и уметь создавать в учебном процессе ситуации, приближенные к реальной жизни, чтобы ученики решали их, применяя свои знания, — прокомментировала Татьяна Райских.

На итоговом пленарном заседании эксперты форума оценили опыт Алтайского края по формированию функциональной грамотности школьников как один из лучших в России. Там же отмечалось, что формирование такой грамотности остается приоритетной задачей государства.

С этим читают