28 сентября 2023 года прошел вебинар «Стратегия преодоления профессиональных дефицитов педагогов: региональные модели наставничества». Его организовал федеральный научно-методический центр сопровождения педагогических работников при Московском педагогическом государственном университете. К вебинару подключились 56 человек из научно-методических центров, ЦНППМ России.
На вебинаре опытом поделились представители трех регионов: Алтайского и Ставропольского краев, Московской области. Руководитель Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Алтайского института развития образования им. А.М. Топорова Оксана Чуприянова выступила на тему «Наставничество как психолого-педагогическое сопровождение молодого учителя». Она рассказала, что делают в крае, чтобы молодые педагоги оставались в профессии и развивались в ней.
Спикер обратила внимание, что координационную роль в поддержке реализации наставничества с молодыми педагогами выполняет Министерство просвещения России. В федеральных документах прописаны подходы, задачи, меры по поддержке и сопровождению молодых педагогов, использованию потенциала наставничества. В регионе действует распределенная модель научно-методического сопровождения педагогических и руководящих работников системы образования.
Для развития образования в Алтайском крае реализуют 10 инициатив Губернатора, одна из них посвящена молодому педагогу. Оксана Чуприянова отметила, что в регионе стремятся улучшить условия труда молодых педагогов. Идет строительство, капитальный ремонт и реконструкция школ, детских садов, создается образовательная экосистема. Кроме того, молодых педагогов в крае поддерживают материально: предусмотрены единовременные выплаты и ежемесячные доплаты, а студентам – будущим учителям выплачивают стипендии.
В Алтайском крае формируют единое образовательное пространство, чтобы уменьшить документооборот. Благодаря этому у молодого педагога появилось время на освоение современных технологий, работу с наставником и самообразование.
Помимо этого, в регионе проводят профессиональные конкурсы. Они дают молодым педагогам возможности для быстрого старта и развития. Кроме того, состязания позволяют сформировать кадровый резерв из талантливых педагогов и региональную базу наставников. База АИРО, к примеру, включает в себя наставников, работающих в детских садах, общеобразовательных организациях, в системе дополнительного и профессионального образования. Молодой педагог может выбрать в ней любого регионального наставника.
Институты, клуб «Учитель года Алтая» и вузы объединяют усилия для развития системы наставничества. Директора школ, члены клуба, в свое время прошедшие школу наставничества, помогают младшим коллегам разобраться с профессиональными затруднениями на различных мероприятиях. Это могут быть летние школы, форумы, мастер-классы, педагогические отряды, школы мастерства, выездные стратегические сессии, туристические творческие походы и другие формы профессионального взаимодействия.
По словам спикера, Алтайский институт развития образования выиграл несколько грантов, средства которых направлены на поддержку молодых педагогов, наставников. В 2023 году институт реализует два гранта «Региональный образовательный форум молодых педагогов и наставников «Обучая, учимся» и грант губернатора Алтайского края в сфере деятельности социально-ориентированных некоммерческих организаций. На грантовые средства уже проведены форсайт-сессия по обучению русскому языку, летняя школа «Территория смыслов», мастер-классы проектной школы для молодых учителей и наставников. Все мероприятия проходят на выездных площадках.
В каждом муниципалитете или образовательном округе работает Ассоциация молодых педагогов. Совместно с краевой ассоциацией, профсоюзом они проводят мероприятия для молодых педагогов. Наставники совместно с молодыми педагогами проектируют на местах уроки, воспитательные мероприятия, встречи с родителями, реализуют их и анализируют продвижения молодого учителя, ставят новые задачи профессионального развития.
Будущие учителя из вузов и педагогических колледжей проходят педагогические практики в школах региона, и совместно с педагогами реализуют реверсивные модели наставничества, обучая педагогов современным информационным технологиям.
В регионе действует клуб титовцев, в него входят сельские учителя — просветители. На средства гранта они выезжают в муниципалитеты и проводят практико-ориентированные семинары, мастер-классы, на которых делятся с коллегами, в том числе с молодыми педагогами, секретами профессионального мастерства, активно влияют на развитие духовно-нравственных качеств молодых учителей.
Оксана Чуприянова подчеркнула, благодаря этой работе процент закрепления молодых специалистов на местах растет.