Опыт наставнической работы в Алтайском крае представили на форуме работников образования в КРИПКиПРО

2 декабря 2022 года в преддверии Года педагога и наставника в РФ состоялся Межрегиональный форум работников образования «Наставничество как пространство для профессионального развития». Его площадками стали Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Анжеро-Судженский, Беловский, Киселёвский, Кузбасский, Мариинский, Новокузнецкий педагогические колледжи.

В работе форума приняли участие около 700 работников образования: педагоги-практики и методисты образовательных организаций, преподаватели вузов и ссузов, представители институтов повышения квалификации.

На площадке КРИПКиПРО педагогическое сообщество дискуссировало о приоритетных направлениях реализации концепции Года педагога и наставника в РФ, преимуществах и недостатках моделей наставничества. Также участники обсудили, какие условия требуются для развития молодых специалистов и как можно помочь недавним выпускникам адаптироваться к рабочему процессу.

Руководитель ЦНППМ АИРО им. А.М. Топорова Оксана Чуприянова представила опыт Алтайского края по реализации идей муниципальных педагогических инкубаторов, краевых педагогических игр:

В моем выступлении был сделан акцент на формировании личностных и профессиональных компетенций у молодых педагогов в ходе участия в педагогических играх и в муниципальных педагогических инкубаторах. Особенно необходимо обратить внимание на высокую эффективность педагогических игр для начинающих специалистов. Благодаря участию они находят себе наставников и профессиональные команды, которые помогают воплощать задуманные проекты в образовательных организациях. Для большинства учителей это служит положительным стимулом к дальнейшему профессиональному развитию. А муниципальные педагогические инкубаторы являются универсальной технологией для введения выпускников в профессию. Это позволяет молодым педагогам лучше адаптироваться к рабочему процессу.

Учителя французского языка барнаульской гимназии № 131 Артем Семернинов и Владимир Гадеев провели мастер-класс «Научить детей читать по-французски» в треке «Технологии и практики наставничества». Педагоги представили пример нетрадиционного урока французского языка в рамках взаимодействия педагога-наставника и молодого специалиста. Они разработали комплекс подобных занятий, которые проводятся в классах с углубленным изучением французского.

— Придя работать в школу, я столкнулся с множеством проблем и одной из них было то, что мои ученики долгое время не могли научиться читать по-французски. Эту трудность помог мне преодолеть Артем Анатольевич. Наш мастер-класс посвящен французскому алфавиту и правилам чтения. Иными словами, мы учим неподготовленного человека читать по-французски за отведенные 20 минут времени, используя приемы Артема Анатольевича. Поэтому их активно применяем на уроках французского языка, – рассказал Владимир Гадеев.

— Залог успеха наших занятий – заблаговременная, четко спланированная подготовка, тщательная разработка форм и методов его проведения, а также их цельность и взаимопонимание с учениками, – отметил Артем Семернинов.

В завершении форума участники отметили высокую результативность наставнической деятельности, наличие широких возможностей для личностного и профессионального развития педагогов в рамках этого направления.

Справка

Турниры по педагогическим играм проводятся с 2018 года. Их организаторами выступают АИРО им. А.М. Топорова и «Ассоциация молодых педагогов». Педагогические состязания направлены на систематическое профессиональное совершенствование и формирование метапредметных педагогических компетенций. Молодые учителя выступают в двух лигах – «Командодействие» и «Дизайн-мышление». В первой они тренируют умения, необходимые для эффективной работы в команде. Участники лиги «Дизайн-мышление» осваивают важные для учителя компетенции: творческое мышление, умение проявлять эмпатию, креативность.

В состав муниципальных педагогических инкубаторов входят его резиденты, молодые учителя муниципального образования Алтайского края в возрасте до 35 лет, на добровольной основе. Руководитель инкубатора, координаторы секторов и тьюторы – это наиболее опытные учителя, с активной жизненной позицией, открытые для общения и готовые работать в инновационном режиме. Тьютор осуществляет сопровождение молодого учителя в постоянной или временной паре «молодой учитель + наставник» или сопровождает молодого учителя «со стороны», наблюдая за его взаимодействием в паре с другим наставником.

С этим читают