Со 2 по 5 июля 2024 года в седьмой раз при поддержке Некоммерческого партнерства «Авторский клуб», Открытого института «Развивающее образование» и МГПУ тренеры деятельностных практик собрались на Международном съезде тренеров-технологов, чтобы обсудить перспективы и важность внедрения развивающей школы и деятельностных практик в образовании, направленных на развитие мышления современного школьника. В этом году съезд проводился как в очном формате, так и в дистанционном в формате видеоконференций. Курировал подготовку онлайн формата Владимир Львовский – кандидат психологических наук, доцент, заведующий лабораторией проектирования деятельностного содержания образования Института системных проектов МГПУ. Именно МГПУ в 2017 году в рамках обновляющихся образовательных программ (ФГОС) поддержало развитие проекта по деятельностному подходу. В дистанционном формате приняли участие 150 человек – практикующих тренеров не только из России, но и из других стран. Очная же часть прошла в Волгограде и собрала более 30 участников.
На съезде участники активно обсуждали, кто же такой тренер-технолог, какой у него функционал, кому и зачем он нужен?
Как заявляют сами организаторы съезда, тренер-технолог – это активный педагог, возможно, самый «продвинутый» в школьном коллективе человек, который имеет опыт в реализации деятельностных образовательных практик, может продемонстрировать качественный урок, занятие, событие, хороший коммуникатор, умеющий работать не только с детьми, но и со взрослыми. Он готов сопровождать педагогов, реализующих деятельностный подход в обучении, участвовать в проектировании деятельностных образовательных практик, помогать оценивать и формировать новые образовательные результаты – учебно-предметные компетенции и метапредметные эффекты.
Современный учитель – человек многозадачный. С учетом развития технологий и изменений в социокультурной среде, сегодня учитель – это специалист, обладающий широким спектром компетенций, способный быстро адаптироваться к инновациям в образовании.
Важным аспектом работы современного учителя является использование деятельностных практик в учебном процессе. Непосредственно деятельностный подход предполагает вовлечение обучающихся в учебную деятельность, основанную на самостоятельном поиске знаний, критическом мышлении, решении проблем, практическом применении знаний и навыков. Использование деятельностных практик способствует более глубокому усвоению учебного материала, укреплению понимания предмета, развитию коммуникативных навыков и социальных компетенций ребенка. Кроме того, такой подход позволяет учителю индивидуализировать образовательный процесс, учитывая потребности и специфику каждого ученика, что отвечает потребностям и целям развития современного образования.
Целью VII Международного съезда тренеров-технологов деятельностных образовательных практик стало совершенствование профессиональных компетенций учителей в области грамотной реализации обучения.
Как говорит Наталья Решетникова, заведующий лабораторией деятельностных практик АИРО им. А.М. Топорова:
— В этом году нам, как супервизорам, в рамках конференций съезда было важно показать, как правильно работать с учителями, чтобы они не бросали деятельностный подход и правильно использовали его в своей работе. Ведь итогом подобных практик в обучении является метапредметные результаты ученика, его инициативность, самоконтроль, а самое главное – мотивация к образованию.
Лаборатория по сопровождению деятельностных практик была создана в АИРО имени А.М. Топорова 17 октября 2017 года по инициативе кафедры математического образования, информатики и ИКТ. Главными задачами, которые лаборатория решает на сегодняшний день являются подготовка и сопровождение специалистов в образовательной организации с новой компетенцией – тренеров-технологов деятельностного подхода, а также оказание методической, консультационной, тьюторской и информационной поддержки учителям в проектировании и реализации учебных и внеучебных занятий деятельностного формата.
В этом году лаборатория познакомила аудиторию съезда с докладом «Практика реализации проектной школы тренера-технолога деятельностных образовательных практик на примере опыта Алтайского края». В частности, старший доцент лаборатории, учитель математики Хабарской школы №2 Хабарского района Елена Даниленко представила серию разработанных тренингов для учителей по внедрению в их работу деятельностных практик.
—Выступления наших коллег получило положительную обратную связь от остальных участников дистанционного формата съезда. Общение теоретиков и практиков развивающего обучения, открытый диалог и продуктивные дискуссии даже в онлайн режиме дали возможность перенять опыт, использовать уникальные решения, учитывающие тренды современного образования, что в итоге позволило освоить новые компетенции даже в интенсивном режиме съезда, — подытожила Наталья Решетникова.
По итогам съезда участники пришли к выводу, что использование деятельностных практик учителем является необходимым компонентом для успешного обучения школьников и студентов. Учитывая быстро меняющийся мир, именно эффективная адаптация подрастающего поколения к новым условиям и достижение личностных и профессиональных целей будут залогом их успешной взрослой жизни.